|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 10-2011 |
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Архиепископ Далласа и Юга Димитрий (Ройстер)
02.11.1923 – 28.08.2011
Воскресным утром 28 августа с миром отошел ко Господу архиепископ Далласа и Юга Димитрий (Православная Церковь в Америке). Он служил Церкви в священном сане 57 лет. Ему было 87. Он умер так же, как жил, - в простой и непоколебимой верности Богу
Архиепископ Димитрий (в миру- Роберт Р. Ройстер) родился в семье баптистов в городе Дентон (Техас) в 1923 году. Он с восхищением говорил о своей матери, которая ответила на просьбу своих детей-подростков о присоединении к Православной Церкви простым вопросом: «Исповедует ли Православная Церковь Христа как Господа и Спасителя?» И когда она узнала, что исповедует, она позволила своим детям принять православие. Так восемнадцатилетний Роберт и его старшая сестра стали Дмитрием и Димитрией. Их приняли в православие в соборе Греческой Православной Церкви Далласа в 1941 году.
Вопрос матери стал для архиепископа Димитрия основным вопросом и жизни, и пастырских трудов. Твердая вера в то, что Иисус Христос - Сын Божий, Господь и Спаситель мира, освящала, вдохновляла и пронизывала все его слова и дела. Архиепископ Димитрий был убежден, что каждое слово Священного Писания связано с Христом. Прежде чем говорить о каком-либо аспекте православия, он всегда настаивал на том, что начать обсуждение необходимо с Христа и Священного Писания. Он постоянно утверждал, что только Православная Церковь дает истинное и полное понимание и переживание Евангелия.
В 1943 году Роберт Дмитрий Ройстер был призван в армию Соединенных Штатов. В армии он получил филологическое образование и впоследствии служил переводчиком с японского языка в штабе генерала Макартура в Азии. После войны он получил степень магистра и закончил аспирантуру. Областью его научных интересов были испанский язык и литература. Со временем он также освоил греческий, славянский и русский языки. Зарабатывая на жизнь преподаванием и переводами с испанского (и работая также в ресторане сестры), Дмитрий начал знакомить с православием мексиканцев. В 1954 году в возрасте 31 года он был рукоположен во священника в Украинской Церкви Константинопольского Патриархата и получил благословение на создание прихода в Далласе во имя преподобного Серафима Саровского со службами на английском и испанском языках. В 1958 году он перешел со своим приходом в Американскую митрополию, начало которой было положено русскими миссионерами на Аляске в 1794 году. Его пастырское служение в Техасе и Мексике, переводы богослужебных текстов на английский и испанский, созданные им учебные материалы на этих языках сделали его известным среди православных по всей Америке.
Отец Димитрий был священником прихода преподобного Серафима в Далласе вплоть до того времени, когда Синод епископов митрополии избрал его в 1969 году епископом Беркли (Калифорния), викарием архиепископа Сан-Францисского и Западного Иоанна (Шаховского). Его избрание викарным епископом произошло после года усердного изучения богословия в Свято-Владимирской академии. Епископ Димитрий был первым обращенным в православие американцем, возведенным во епископы.
В речи при наречении будущий епископ, наряду с многими другими выраженными им сильными идеями, сказал следующее:
«Я полностью осознаю тот факт, что моей задачей будет защита православной веры от нападения безбожных сил, от любой попытки преуменьшения или релятивизации веры в связи с всеобщим богоотступничеством, отстаивание нравственного учения Христа и Его Церкви в связи с постоянно нарастающим нравственным разложением нашего народа и смелая проповедь необходимости жизни в Боге в связи с самодостаточностью современного человека.
Богословская невзыскательность и нравственный релятивизм являются лейтмотивами современной религиозной карты Америки. Только православие обладает способностью - поскольку оно представляет собой веру, дарованную когда-то святым - преодолевать эти разрушительные направления и предотвращать их пагубные последствия.
У Православной Церкви есть Божественно определенная цель в Америке, та же самая, которая была у Русской Церкви, когда она направляла миссионеров на Аляску, - это миссия преподобного Германа Аляскинского. Этот народ в соответствии с Божественным предназначением должен быть просвещен светом Евангелия, и мы не можем удовлетвориться, пока ему не будет в достаточной мере проповедовано Евангелие».
Эти слова, произнесенные в разгар «холодной войны», обнаруживают уверенность епископа в том, что не только марксистский атеистический социализм выпустил на волю безбожные силы и привел к распространению в народе всеобщего богоотступничества и нравственного разложения. Светский демократический капитализм, зачастую распространяемый маловоцерковленными христианами, со своими капиталовложениями, рынками, долларами, компьютерами и плотскими удовольствиями мог оказаться даже более разрушительным для человечества, чем тюрьмы и казни.
В 1971 году, год спустя после того как Американская митрополия получила автокефалию от Московского Патриархата и стала Православной Церковью в Америке, епархия Хартфорда и Новой Англии избрала епископа Димитрия своим правящим архиереем. Епархиальные выборы были утверждены Синодом епископов, и епископ Димитрий прибыл на северо-восток Соединенных Штатов. В рамках этого нового служения он управлял также Албанской епархией Американской Православной Церкви, был Экзархом церквей в Мексике и членом Синода. Он занимал эту должность пять лет, и в это время часто ездил на юг не только для того, чтобы иметь попечение о мексиканских и испаноговорящих верующих, но и чтобы заложить основание для новой епархии юга, которой тогда еще не существовало.
Я тесно сотрудничал с архиепископом в это время, поскольку он был назначен наблюдателем от Синода в отдел христианского образования ПЦА, где я работал. В этом качестве епископ Димитрий проверял и исправлял, иногда подвергал цензуре официальные переводы и публикации ПЦА. Так, к примеру, он отредактировал и в некоторой степени изменил катехизис ПЦА, который я написал и который был издан в сокращенном виде на русском под заглавием «Основы православия».
Архиепископ отдавал несомненное предпочтение староанглийскому языку Библии короля Якова (KJV), которой он пользовался при переводе богослужебных текстов. Он также был искренним приверженцем литургической традиции русского православия, однако не вел себя как строгий. блюститель ни в одной из этих областей, никогда не делал свои пристрастия причиной раздора в Церкви. Когда он служил в епархии, в которой пользовались более современным английским переводом, или когда он проверял аналогичный текст, он всегда соглашался с подобным употреблением. Когда занимался вопросами богослужения, особенно на славянских приходах, где всё еще преобладали некоторые недопустимые латинизмы, он терпеливо и уважительно работал над исправлением ошибок и небрежностей.
Хотя он твердо придерживался своих убеждений и отстаивал их везде, где только мог, епископ не был «законником» в вопросах богослужения. Он изменял некоторые общепринятые обычаи, убеждал других их менять, настаивал, когда мог, на некоторых изменениях, когда они способствовали просвещению и спасению людей. Так, к примеру, он настаивал на использовании такого богослужебного языка, который бы люди понимали, читал вслух Евхаристический канон и другие важнейшие молитвы во время Божественной литургии, дабы верующие могли принимать более полное и осмысленное участие в акте таинства, не требовал от мирян личной исповеди перед каждым причастием и призывал служить Великопостную литургию Преждеосвященных Даров вечером, как это и предписано.
В 1977 году Всеамериканский Собор Православной Церкви в Америке был созван для избрания преемника болящему Митрополиту Иринею. В ходе первого голосования делегаты Собора подавляющим большинством голосов избрали на эту должность епископа Димитрия. Однако в соответствии с Уставом ПЦА кандидат должен был получить две трети голосов, чтобы стать Предстоятелем Церкви. Поскольку епископ Димитрий такого большинства не получил, Синод епископов осуществил свое, предусмотренное Уставом право избрать одного из двух набравших наибольшее количество голосов кандидатов во время второго голосования. Хотя епископ Димитрий опять получил большинство голосов, для Синода, возможно, более приемлемым был епископ славянского происхождения, воспитанный в Церкви с младенчества. Поэтому Синод решил избрать Митрополитом Феодосия (Лазора), епископа Питтсбурга (ранее Аляски). Епископ Димитрий принял это решение, как всегда, со спокойствием, смирением и послушанием.
В числе первых официальных действий Синода при Митрополите Феодосии было создание епархии Далласа и Юга, правящим епископом которой был назначен епископ Димитрий. В епархии Хартфорда и Новой Англии были, разумеется, недовольны этим решением, но возрадовались за епископа Димитрия и православных верующих юга Соединенных Штатов и Мексики, у которых должен был быть лучший из возможных епископов с точки зрения его соответствия их особым условиям и потребностям.
В дополнение к частым поездкам во исполнение архипастырского и миссионерского долга епископ Димитрий основал и издавал официальную епархиальную газету «Восток». Это была первая епархиальная газета в ПЦА. В ней сообщались новости, приводились поучения на английском, испанском, а позже и на русском языках. Он также писал многочисленные тексты катехизического характера на английском и испанском и опубликовал пять важнейших просветительских книг, содержавших комментарии Нового Завета и снабженных обильными цитатами из отцов Церкви. Центральным в его архипастырском служении было живое свидетельство о личности и земном служении Иисуса Христа.
В 80-х годах епископ Димитрий тесно сотрудничал с группой протестантов-евангелистов, которые объединились в церковную организацию под названием Евангельская Православная Церковь. После долгих лет обсуждения богословских, богослужебных и практических вопросов большинство руководителей этой организации и ее рядовых членов присоединилось к Православной Церкви в Американской архиепископии Антиохийской Православной Церкви. Они никогда не забывали, что архиепископ поддерживал их стремление стать православными, и всегда выражали ему глубокую благодарность за его участие в их судьбе.
Епископ Димитрий, возведенный в архиепископское достоинство в 1993 году, содействовал созданию новых приходских общин, приобретению недвижимости и строительству церковных зданий на всем американском юге. Небольшая церковь при его резиденции в Далласе сейчас стала огромным собором преподобного Серафима. Он выстроен в стиле русского храмового зодчества и наполнен подлинными иконами и фресками, выполненными иконописцами из России. Когда епископ уходил на покой в 2009 году, в епархии было более 70 церквей и подворий, в большинстве из которых был свой священник.
В течение пяти лет, когда архиепископ Димитрий был епархиальным епископом Хартфорда и Новой Англии, он жил в том же самом доме, что и протоиерей Павел Лазор. От отца Павла я узнал многое об архиепископе как о человеке. Он любил крепкий черный кофе с цикорием и острые пряные блюда. Ему нравилось готовить, в том числе для других. Он любил живой разговор, но никогда не допускал сплетен и нападок. У него было тонкое чувство юмора в стиле американского юга. Он во всем был «джентльменом американского юга»: общительным, но не фамильярным, любезным, но сдержанным, открытым, но не терпящим вмешательства в свои личные дела и скрывающим свои чувства. Старший сын отца Павла Саша вспоминает об архиепископе как о «нашем дедушке, который любил собак, рассказывал сказки и говорил с техасским акцентом».
Многие согласятся с тем, что у архиепископа Димитрия было две слабости. Во-первых, он не всегда со вниманием относился к административным вопросам. Он по большей части поручал эту скучную и хлопотливую работу другим людям, которые по различным причинам выполняли ее плохо. И он не выносил распри. Он не отвечал на письма и звонки, когда знал, что ему придется принимать трудные и болезненные решения, и зачастую не мог проявить твердость по отношению к доставляющим хлопоты и совершающим нарушения клирикам и мирянам. Отец Павел сказал мне, что видел, как епископ плакал, когда сталкивался с духовным и нравственным падением людей.
Архиепископ Димитрий сейчас со Христом, своим Господом и Спасителем, Которого он любил от юности своей и Которому служил вплоть до самой смерти. Какими бы ни были его прегрешения, его достижения говорят сами за себя. Он навсегда останется исключительной личностью в истории Американской Православной Церкви.
Вечная ему память!Протопресвитер Фома Хопко,
почетный ректор Свято-Владимирской академии