ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
01-2012

ПРАВА И ПРАВИЛА

Преследования христиан в современном мире

В Москве состоялась конференция, посвященная проблеме дискриминации и преследований христиан. Участники мероприятия рассматривали вопросы, касающиеся причин и характера новых гонений на христиан в различных регионах мира.
Цель организаторов конференции не только свидетельствовать о совершаемых по отношению к христианам беззакониях, но и поиск форм и способов защиты гонимых.

       Конференция "Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан" собрала в Москве представителей различных христианских общин, международных, межрелигиозных и общественных организаций. Конференция явилась продолжением серии мероприятий, проводимых на различных международных площадках в связи с участившимися случаями проявления религиозной нетерпимости, дискриминации, насилия по отношению к христианам. Так, в Риме 12 сентября сего года состоялась под эгидой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) встреча высокого уровня "Предотвращение и реагирование на инциденты и преступления на почве ненависти в отношении христиан". В июне 2010 года в Астане прошла конференция высокого уровня ОБСЕ по толерантности и недискриминации, специальная сессия которой была посвящена в том числе проблеме проявлений нетерпимости и дискриминации в отношении христиан.
       Международные организации предпринимают меры по борьбе с насилием и дискриминацией христиан. Состоявшаяся в 2009 году Женевская конференция ООН по борьбе с расизмом и ксенофобией осудила дискриминацию христиан. В марте 2011 года в Брюсселе на площадке Европарламента прошел семинар, посвященный проблеме проявлений нетерпимости и дискриминации по отношению к христианам. В январе 2011 года Европарламент принял резолюцию "О положении христиан в свете защиты свободы религии", в которой осудил убийства или дискриминацию христиан в различных странах, в том числе в Египте, Нигерии, Пакистане, Иране, Ираке, на Филиппинах1.
       Однако гонения на христиан продолжаются. Поэтому участники московской конференции и поставили перед собой задачу проанализировать характер, причины и в особенности методы борьбы с проявлениями насилия, дискриминации и нетерпимости в отношении христиан.
      
       Преследования христианских меньшинств в различных регионах мира
       Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в деталях рассмотрел в своем докладе географию преследований христианских общин.
       Он указал на преследования христиан в Северной, Центральной и Южной Африке, на Ближнем Востоке, в странах Средней и Юго-Восточной Азии.
       Следует отметить, что гонителями христианского меньшинства выступают носители агрессивной религиозной идеологии сектантского толка. Об этом на конференции говорилось неоднократно. Наиболее ценным здесь можно назвать свидетельство председателя Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият) муфтия Фарида Салмана, который подчеркнул стремительную радикализацию настроений в мусульманском сообществе. Он отметил, что иудеи и христиане, согласно Корану и исламскому законодательству, находятся под защитой государства и любое проявление насилия в отношении их абсолютно недопустимо.
      
       Христианофобия в Европе
       Участники конференции не обошли своим вниманием и другой вид гонений на христиан - проявления нетерпимости и дискриминации по отношению к христианам в Европе. Если преследование христианских меньшинств со стороны агрессивно настроенного радикального религиозного большинства в различных регионах мира имеет характер открытого физического насилия, то гонения на христиан в Европе носят "более утонченный характер, но от этого не менее зловещи", по словам ординария архиепархии Божией Матери в Москве архиепископа Паоло Пецци. В условиях европейского мультикультурализма "поспешная капитуляция старой Европы свидетельствует об отсутствии обратной связи с реальностью", - сказал архиепископ и призвал, учитывая общую опасную перспективу для всех христиан, "научиться христианской солидарности".
       Проявления христианофобии в Европе, где христиане составляют большинство, и в тех странах, где они - религиозное меньшинство, при всем своем кажущемся несходстве в действительности представляют собой явления одного порядка.
       Взаимосвязь этих явлений установил представитель ОБСЕ Массимо Интровинье, который в своем докладе выделил три типа гонений, характерных для разных регионов мира. Это натиск со стороны исламских фундаменталистов; гонения в странах, где национальная идентичность отождествляется с определенной религией (например, Индия), или в государствах с коммунистическими режимами (Северная Корея); наконец, притеснения верующих, происходящие под давлением воинствующего секуляризма (Западная Европа).
       На конференции неоднократно упоминалось дело Лаутси против Италии2 - яркий пример проявления агрессивного секуляризма, когда под маской борьбы за права человека была предпринята попытка ограничить свободу вероисповедания христианского большинства.
       Представитель Европейской обсерватории по нетолерантности и дискриминации христиан Мартин Куглер выступил с докладом о проявлениях нетерпимости и дискриминации по отношению к христианам в Европе в результате давления со стороны радикального секуляризма. В частности, докладчик указал на ограничение права родителей воспитывать детей в собственной вере, осуществляющееся в Испании и Германии, на ущемление свободы вероисповедания христиан, когда речь идет об изгнании религиозной символики из публичного пространства, как, например, в случае запрета религиозной символики на рабочих местах в светских организациях в Великобритании (дело 2007 года) или в случае изъятия крестов из больницы в Германии (2010). Ограничение свободы вероисповедания христиан привело к массовому закрытию католических служб по усыновлению в Великобритании (2007).
       Указанные проявления дискриминации по отношению к христианам и христианским организациям в Западной Европе связаны со стремлением радикального секуляризма вытеснить христианство из публичного пространства в частную жизнь, осуществить маргинализацию христианской веры.
      
       Причины роста антихристианских настроений
       Среди причин обострения отношений между христианами и мусульманами, помимо эскалации экстремизма и идеологии ненависти в ряде мусульманских стран, а также целого комплекса политических и экономических факторов, назывались и такие, как практика агрессивного миссионерства, характерная для некоторых евангелических проповедников, отказ Европы от своей христианской идентичности и глубокое искажение христианства у части протестантов харизматического направления на Западе. В результате этого, как подчеркнул в своем докладе митрополит Иларион, "в глазах традиционных обществ, как, например, народов исламских стран, такая постхристианская цивилизация теряет какую-либо значимость и ценность". По словам председателя ОВЦС, "мусульмане стали переносить на всех христиан обвинения, которые к христианству не имеют отношения, а связаны с политикой США в странах Ближнего Востока или пагубным влиянием "общества потребления"". Что же касается деятельности представителей протестантских сект, то их поступки и действия также приводят "к искажению образа христианства, подобно тому как и действия исламских сект представляют ислам в извращенном виде". В качестве примера докладчик привел поступок пастора из Флориды, устроившего показательное сожжение Корана.

       Борьба с христианофобией
       Участники конференции поставили перед собой задачу - найти эффективные способы борьбы с проявлениями насилия, нетерпимости и дискриминации по отношению к христианам. Представитель Ватикана архиепископ Эдвин Йозеф Эндер подчеркнул, что в целях недопущения насилия и нетерпимости необходимо поддерживать и укреплять свободу вероисповедания. При этом понятие свободы вероисповедания не может быть сведено, отметил докладчик, к свободе отправления религиозных обрядов. Свобода вероисповедания должна включать свободу проповедовать, давать образование, обращать в веру и активно участвовать в общественной жизни. Свобода, по словам архиепископа Эндера, не может быть сведена лишь к частной сфере, поскольку в этом случае и отдельные личности нередко не могут ею пользоваться, если не по закону, то в результате частной дискриминации и преследований. А именно на отравленной почве отрицания свободы вероисповедания и дискриминации религии в конечном счете, почти всегда произрастает насилие.
       Отстаивание свободы вероисповедания представляет собой существенный аспект борьбы с антихристианскими преследованиями.
       В ходе состоявшихся обсуждений участники конференции призвали всех христиан и людей доброй воли к конструктивному сотрудничеству в деле защиты христианских меньшинств. По мнению выступавших, помощь гонимым христианам может выражаться в информационном обмене, политической, юридической и материальной поддержке.
       Итог конференции - принятие коммюнике, содержащее призыв создать действенный механизм "защиты христиан и христианских общин, подвергающихся преследованиям или ограничениям в своей религиозной жизни и деятельности". Как пояснил на встрече с участниками форума Патриарх Кирилл, речь идет о создании консультативного органа при ООН, в который могли бы войти ответственные представители крупных религиозных течений и групп. Задача такого органа заключалась бы в адекватной и высокопрофессиональной экспертизе в случае тех конфликтов, которые имеют отношение к религиозной проблематике. Далее заключения специалистов должны будут доводиться до сведения ООН, а затем и до правительств стран, в которых имеют место преследования христиан.

Евгений Мурзин
Елена Сильвестрова

       1 Подробнее см.: Кипшидзе В. Христианофобия как феномен постхристианского мира. ЖМП. 2011. № 5. С. 68-70.
       2 См.: Филарет (Булеков), игумен. "Дело о распятиях в школе": победа здравого смысла. ЖМП. 2011. № 5. С. 71-74.



Хроника антихристианских гонений на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии

       Только в Египте в прошлом году был зафиксирован целый ряд случаев нападений на христиан, христианские храмы, на принадлежащее христианам имущество. 7 мая более четырех тысяч радикальных сторонников так называемого чистого ислама осадили и затем подожгли коптскую церковь Святой Девы Марии в каирском районе Ибаба. 25 июня 2011 года толпа из почти 200 радикальных исламистов разгромила и сожгла восемь домов христиан в деревне Авлад Халаф в Верхнем Египте, 30 сентября подвергся нападению храм святого Георгия в городе Эдфу, в результате чего здание было полностью сожжено и частично разрушено, 9 октября правительственные войска разогнали мирную демонстрацию коптов-христиан в Каире, в результате чего были убиты более 20 человек и более 200 ранено.
       В Индии христиане подвергаются гонениям со стороны радикально настроенных индуистских организаций. 23-24 млн жителей Индии, составляющие 2% от всего населения страны, являются христианами разных направлений. В 2008 году в индийском штате Орисса, где проживает большое число христиан, произошли массовые убийства христиан, погромы храмов и домов христиан, которые продолжались два месяца. Всего во время погромов в Индии в 2008 году были убиты 500 христиан.
       С начала 2011 года зарегистрировано уже более 55 случаев нападения на индийских христиан. 35 случаев произошли в провинции Карнатака и 20 - в провинции Орисса, где зафиксированы сотни случаев проявления насилия, запугиваний, угроз, а также повреждения принадлежащих христианам зданий и молитвенных домов.
       Преследования вынуждают гонимых христиан к эмиграции. С марта 2011 года уже свыше 100 тыс. коптов-христиан покинули Египет. К 2006 году Ирак покинула половина христианского населения, которое продолжает сокращаться. Сейчас в Ираке проживает около 150 тыс. христиан, тогда как до 2003 года их было полтора миллиона.



Христиане становятся самой гонимой религиозной группой в мире

Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с участниками конференции

       Ближний Восток - это земля, откуда произошли три основные мировые религии. Именно поэтому исторически обосновано присутствие там последователей каждой из них. Многочисленные войны, создание и разрушение государств никогда за всю историю человечества не приводили к полному вытеснению христиан из этого региона. Такая перспектива становится вполне реальной в наши дни, в то время как государства заявляют о ценности свободы и достоинства человеческой личности. Новейшая история знает несколько примеров внешнего вмешательства в дела государств, расположенных в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Специалисты до сих пор спорят о законности подобных действий с точки зрения международного права. Это очень политизированный спор, однако лидерам традиционных религиозных общин вполне понятно, что такие вмешательства не улучшают, а, наоборот, значительно ухудшают положение христиан в данном регионе. Более того, последствия для христианского меньшинства вообще не принимались в расчет при планировании подобных операций. Это сделало наших собратьев по вере заложниками большой политики. Христиане подвергаются гонениям с первых веков. Многие верующие с древности до наших дней предпочитали смерть отречению от Христа. И мы не испытываем никаких иллюзий, не рассчитываем на то, что этот мир станет раем для последователей Спасителя, Который сказал: Меня гнали, будут гнать и вас... (Ин. 15, 20) Преследования сопровождали Церковь во все времена, но это лишь укрепляло и укрепляет нас в верности Христу.
       Чуждой для нас является и попытка позиционировать себя жертвами, добиваясь на этом основании исключительных прав по сравнению с кем бы то ни было. Мы не можем оставаться безучастными к страданиям наших собратьев по вере, и мы не вправе попустительствовать попыткам разрушения христианского наследия Европы и других регионов мира. Поэтому Русская Православная Церковь поддерживает работу международных организаций и общественных движений, занимающихся проблемами нарушения прав христиан. Такая позиция основана, помимо межхристианской солидарности, на убежденности в том, что несправедливость, творимая в отношении христиан, является миной замедленного действия под зданием человеческой цивилизации. Уверен, что христианство является системообразующим фактором глобального развития. Без него немыслимо будущее человечества, даже если рассматривать его сугубо с точки зрения рационального мышления. Нельзя сказать, что у мирового сообщества нет опыта защиты уязвимых групп, к категории которых можно отнести христиан в ряде регионов мира. Не одно десятилетие государства борются с расизмом, антисемитизмом, исламофобией и иными подобными явлениями. Эти понятия введены в оборот именно для того, чтобы обеспечить права и свободы соответствующих категорий лиц. Но понятие христианофобии лишь в последние годы вошло в политический лексикон. И это не случайно, ибо именно христиане, как отмечают наблюдатели, сегодня становятся самой гонимой религиозной группой в мире.