|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 01-2012 |
ПРАВА И ПРАВИЛА
Преследования и дискриминация христиан в современном мире: причины, масштабы, прогнозы на будущее
Из доклада председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона
По оценкам специалистов, рост притеснений христиан происходит в последние тридцать лет, но особенно угрожающим это явление стало в последнее десятилетие. Это объясняется целым рядом причин.
Во-первых, нельзя обойти проблему, которая наличествует в ряде мусульманских стран, экстремизма и идеологии ненависти, прикрываемой религией. Существует множество книг и интернет-ресурсов, созданных теми людьми, которые, называя себя мусульманами, проповедуют ненависть и призывают к убийствам людей иных религий, в частности христиан. Они, несмотря на имеющиеся в Коране запреты насилия над христианами как "людьми Книги", присваивают себе авторитет и право решать, кто из последователей Христа заслуживает смерти. Идеологи "Аль-Каиды", которая усиливает свое влияние в ряде стран Ближнего Востока, призывают к тотальному истреблению всех христиан. Показательно, что их жертвами становятся не только христиане, но и многие мусульмане, которые, будучи приверженцами традиционных направлений ислама, объявляются отступниками или лицемерами. Подлинной трагедией стала необъявленная война, которую эти люди развязали против исламских муфтиев на Северном Кавказе.
Экспорт салафизма, одного из направлений радикального ислама, начался в 1970-е годы с Аравийского полуострова в соседние регионы, а впоследствии и в более отдаленные страны. К 2000 году его приверженцы распространились по всему миру, и салафизм играет важную роль в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Кувейте, Катаре, Судане и Афганистане.
Сегодня идеология радикального ислама стремительно распространяется с помощью современных информационных технологий: социальных сетей и т.д.
Наиболее уязвимыми перед ваххабизмом - другим радикальным исламским направлением - оказались исламские сообщества с низким уровнем религиозной образованности.
В ситуации ослабления центральной власти в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки религиозные экстремисты стремятся к доминированию в обществе. Происходит радикализация сознания мусульман: всё большее число из них выступает против присутствия христиан в общественной жизни, участвует в погромах храмов и домов христиан.
Трагедия состоит в том, что нетерпимое отношение к христианам в последнее время усиленно распространяется среди исламской молодежи, которая в силу экономических и социальных причин не имеет возможности для приложения своих сил. Пока исламское сообщество не выработало эффективного способа противостояния этому явлению.
Однако неправильно было бы возлагать ответственность за происходящее только на темных, невежественных фанатиков-экстремистов, действующих стихийно, неорганизованно, чуть ли не в одиночку. Часто за спинами погромщиков стоят силы, основной целью которых является получение прибыли из ситуации хаоса и неразберихи. Успех таких людей оплачен кровью.
Во-вторых, нельзя не сказать о том, что одной из причин обострения отношений между христианами и мусульманами в ряде стран, прежде всего африканских, стала практика агрессивного миссионерства, применяемая Евангелическими Церквами, проповедники которых активно работают с местным мусульманским населением с целью обращения его в христианство. Если же в проповеди допускается уничижение ислама, это еще больше подливает масла в огонь. Кроме того, иностранные миссионеры, как мы знаем по опыту нашей страны, могут преследовать и политические цели.
В-третьих, существует также целый комплекс политических и экономических причин, которые обуславливают заинтересованность ряда государств в разжигании межрелигиозной вражды в странах, где христиане составляют меньшинство.
Очевидно, что мы также должны учитывать различные побудительные мотивы, которыми руководствуются гонители христиан в каждой из стран. Например, если в Египте на христиан нападают, убивают, поджигают их храмы и дома, то в Ираке их чаще всего похищают, требуют выкуп или берут в заложники, хотя о взрывах христианских храмов в этой стране также нередко приходится слышать. По словам иракских христиан, там еще не изжит менталитет взимания с немусульман диммы (thimma) - специального религиозного налога. Сегодня их принуждают платить его в иной форме: жертвовать деньги на покупку оружия для борьбы с американскими интервентами.
В-четвертых, одной из причин начала массовых гонений на христиан является отказ Европы от своей христианской идентичности. Процесс секуляризации привел к тому, что большинство европейцев перестало соотносить свою жизнь с Евангелием, стало жить по светским стандартам "общества потребления". В глазах же традиционных обществ, как, например, народов исламских стран, такая "постхристианская" цивилизация теряет какую-либо значимость и ценность. Мусульмане стали переносить на всех христиан обвинения, которые к христианству не имеют отношения, а связаны с политикой США в странах Ближнего Востока или пагубным влиянием "общества потребления". Речь идет об усиленном навязывании носителям традиционных культур секулярных стандартов и норм жизни. Протест против этого понуждения иногда выливается в антихристианские выступления.
В-пятых, еще одной причиной антихристианских настроений является то, что на Западе у части протестантов, особенно харизматического направления, произошло глубокое искажение христианства. К сожалению, часто мусульмане отождествляют их представления с общехристианскими. Мы видим сегодня, как лидеры различных харизматических сект, именующие их христианскими церквами, провоцируют людей на необдуманные поступки ради собственного, как сейчас модно говорить, "пиара". Это ведет к искажению образа христианства, подобно тому как и действия исламских сект представляют ислам в извращенном виде. Я понимаю возмущение мусульман, религиозное чувство которых оскорбляют эти псевдохристиане. Об этой проблеме я говорил 3 июня нынешнего года в Египте, когда выступал перед преподавателями и студентами крупнейшего в мире исламского университета "Аль-Азхар". Я призвал мусульман не отождествлять таких псевдохристиан с христианами восточной традиции - православными и коптами, которые уважают ислам и никогда не оскорбляют его.
Я думаю, что тема преследований наших братьев и сестер обязательно должна рассматриваться в контексте межхристианского сотрудничества. Совместно с христианами других конфессий мы должны защищать христианские меньшинства в тех странах, где они подвергаются гонениям.
Многое делает сегодня Католическая Церковь. Существуют христианские организации, которые занимаются мониторингом ситуации и собирают благотворительную помощь для страждущих христиан. Наша Церковь также участвует в этой работе. Думаю, полезными будут совместные конференции, обмен информацией и опытом между христианскими правозащитными организациями, занимающимися этой проблемой.
Мы должны предпринимать конкретные активные действия. Прежде всего необходимо создать информационные структуры, которые будут заниматься мониторингом преступлений, совершенных на почве религиозной ненависти. Каждый случай насилия и преследований христиан должен стать предметом для судебного разбирательства как в национальных, так и международных судебных органах.
Христианские Церкви уже немало делают для защиты христиан. Приведу несколько примеров.
Организаторы Всемирного дня католической молодежи в Мадриде в августе текущего года провели выставку "О современных гонениях на христиан". В экспозиции были представлены фотографии, документы, видео из Нигерии, Судана, Ирака и других стран. На выставке можно было встретить биографии христианских мучеников, пострадавших в течение последних 50 лет. Такие акции очень полезны.
27 января 2010 года Евангелическая Церковь Германии объявила о проведении первого общенационального "Дня угнетенных и преследуемых христиан". Католическая Церковь Германии уже несколько лет отмечает "День памяти преследуемых христиан во всем мире", который проводится 26 декабря во второй день празднования Рождества Христова по западному календарю, в день памяти святого Стефана - первого христианского мученика.
13-15 ноября 2011 года в Аммане прошла конференция "Христианские общины на Ближнем Востоке: присутствие, права, опасения и надежды", организованная Межпарламентской ассамблеей Православия (МАП) совместно с Парламентом Иорданского Хашимитского Королевства.
Некоторое время назад положение христиан Ближнего Востока обсудили в Каире участники торжеств, посвященных 40-летию интронизации главы Коптской Церкви Патриарха Шенуды III. Решено в ближайшее время провести конференцию Ближневосточного совета Церквей, в ходе которой будут обсуждены все насущные вопросы, связанные с преследованием христиан.
Нам нужно подумать и о том, чтобы готовящийся Святой и Великий Собор Православных Церквей высказался по проблеме положения христиан в ряде регионов мира.
Одним из способов борьбы с дискриминацией христиан является активизация межрелигиозного и межкультурного диалога. Ему принадлежит важная роль в создании необходимых условий нормализации межрелигиозных отношений в проблемных регионах мира.
В России накоплен уникальный опыт мирного сосуществования религий, являющихся для нашей страны традиционными. И это несомненное богатство может быть полезно и для других стран и народов.
Ведя диалог с последователями других религий, мы трудимся ради преодоления межнациональных, политических и межрелигиозных конфликтов. Такой диалог позволяет лучше понять друг друга, преодолеть ложные стереотипы, которые зачастую порождают ненависть и агрессию в отношении представителей иной религии.
В завершение хотел бы сказать, что мы собрались в эти дни в российской столице не для того, чтобы только обсудить масштабы и статистику гонений на христиан в ряде стран мира. Наша задача заключается в том, чтобы протянуть руку помощи страдающим за веру Христову, засвидетельствовать им нашу поддержку, а также всем вместе подумать, что можем и должны сделать мы, дабы помочь нашим братьям и сестрам.
Мы убеждены, что все государства призваны обеспечить людям гарантированную возможность свободно исповедовать свою религию, воспитывать детей в христианской вере и открыто представлять и защищать свою позицию в публичной сфере, не подвергаясь гонениям.
Русская Церковь также искренне надеется, что правительства европейских стран, чья культура и традиции сформировались на основе христианских ценностей, будут требовать от властей государств, где христиане подвергаются гонениям, соблюдения международных принципов религиозной свободы и ее должного обеспечения. Так же как и в европейских странах, права религиозных меньшинств должны неизменно находиться под защитой закона.
Мы имеем дело с целым комплексом проблем, разрешить который мы можем только лишь общими усилиями.
Создание глобального и эффективного механизма защиты прав христиан и представителей других религий - непростая задача, но, надеюсь, сотрудничество с международным сообществом, мирный и взаимоуважительный диалог традиционных религиозных общин - хорошая почва для ее решения.