ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
03-2012

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

XX Международные Рождественские образовательные чтения

Церковное учительство и мир

23-25 января в Москве состоялись XX Международные Рождественские образовательные чтения «Просвещение и нравственность: забота церкви, общества и государства»

       Работа этого важнейшего церковно-общественного форума прошла в рамках четырнадцати направлений, которые охватывают практически все аспекты развития православного образования. В организации чтений принимали участие все синодальные учреждения, курирующие разнообразные сферы деятельности Русской Православной Церкви: от миссии и катехизации до взаимодействия с миром науки, от тюремного служения до внешних церковных связей. Особенностью Рождественских чтений в этом году стал упор на практические мероприятия: мастер-классы, деловые игры, посещение действующих образовательных учреждений Русской Церкви, что позволило гостям чтений не только принять участие в теоретической дискуссии, но и поделиться обширным опытом работы.
       Святейший Патриарх Кирилл на открытии Рождественских чтений напомнил собравшимся слова святителя Филарета Московского о том, что «просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера». Поэтому общей целью Церкви, общества и государства является воспитание высокообразованной нравственной личности, сознательно совершающей свободный выбор в пользу духовных ценностей своего народа.
       На чтениях были подведены итоги деятельности Церкви на ниве религиозного просвещения и катехизации за предшествующий период, а также сформулированы конкретные задачи, требующие решения в рамках достижения цели воспитания духовно сильного и нравственно здорового юношества. К числу этих задач относятся выстраивание открытой и доступной системы непрерывного православного образования, сохранение уже созданных традиций в области религиозного просвещения и использование новых методических разработок, создание материальных, социальных и духовных условий для повышения качества православного образования.
       Перед участниками представительного собрания была поставлена задача освоения образовательного пространства высшей школы, которая должна послужить площадкой для сотрудничества между наукой и верой, философией и богословием, а также для осуществления миссии Церкви в обществе.
       Особое внимание участники чтений уделили стратегическим вопросам материального, нормативно-правового, методического и кадрового обеспечения православного образования. «Журнал Московской Патриархии» в 2011–2012 годах неоднократно давал на своих страницах слово работникам образования Русской Православной Церкви, которые говорили о юридических гарантиях религиозного образования и воспитания1, функционировании воскресных2 и православных общеобразовательных школ3, стандартизации православного образования4, а также о присутствии Церкви в средней школе5.
       «Журнал Московской Патриархии» будет и впредь уделять особое внимание стратегически важным проблемам образования в Церкви как имеющим первостепенное значение для духовно-нравственного развития нашей страны.

ПРИМЕЧАНИЯ:

       1 Зайчикова Е. Государственная поддержка православного образования возможна; Метлик И. Религия в школе: проект нового закона «Об образовании» // ЖМП. 2011. № 1. С. 54–60.
       2 Груданов И., иерей. Церковноприходские школы выходят «в свет». Опыт государственного лицензирования // ЖМП. 2011. № 5. С. 62–67.
       3 Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Проблемы и перспективы православных школ: доклад; Постернак А., иерей. Надеюсь, что власти примут правильное решение // ЖМП. 2011. № 11. С. 44–49.
       4 Лаврентий (Полешкевич), иеродиак. Стандартизация православного образования: проблемы и перспективы // ЖМП. 2011. № 2. С. 50–52.
       5 Абрамов А., прот. Религиозная культура в школе: воспитание свободной личности в традициях семьи и народа; Демидов Г. Риски религиозного образования // ЖМП. 2012. № 1. С. 64–67.