ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
06-2012

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Феодосия (Чащина) во епископа Каинского и Барабинского

       24 февраля по окончании всенощного бдения в Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Феодосия (Чащина) во епископа Каинского и Барабинского. 17 марта за Божественной литургией в Троицком соборе Свято-Данилова ставропигиалъного мужского монастыря Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Феодосия (Чащина) во епископа Каинского и Барабинского. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополиты Саранский и Мордовский Варсонофий, Новосибирский и Бердский Тихон; архиепископы Истринский Арсений, Егорьевский Марк; епископы Солнечногорский Сергий, Дрогобычский Филарет, Салехардский и Ново-Уренгойский Николай, Воскресенский Савва, Искитимский и Черепановский Лука, епископ Карасукский и Ордынский Филипп.


СЛОВО АРХИМАНДРИТА ФЕОДОСИЯ (ЧАЩИНА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА КАИНСКОГО И БАРАБИНСКОГО

       Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Ваши Преосвященства, богомудрые архипастыри!
       Изволением Божиим, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, избранием Священного Синода Русской Православной Церкви призван я, недостойный, к высокому служению епископа. Со страхом и трепетом взираю я на предстоящее мне служение. Смогу ли я быть достойным сего великого сана? По слову святого апостола Павла, епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласно сучением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать (Тит. 1, 7~9). Со вниманием рассматривая свою жизнь, не нахожу в ней этих великих достоинств, но лишь недостатки и нерадение. Готов вместе с псалмопевцем повторять слова: Мал бех в братии моей и юнший в дому отца моего... И кто возвестит Господеви моему? Сам Господь, Сам услышит. Сам посла Ангела Своего, и взят мя от овец отца моего, и помаза мя елеем помазания Своего (Пс. 151). Ибо верую, что происходящее сейчас не является произволением человеческим, но воля Божия совершается через священноначалие надо мной.
       Многие святые, святость которых еще при жизни была явлена через дар рассуждения и чудотворения, убегали в пустыню и в другие страны, когда народ и собор епископов просили их стать их пастырями. Страшились эти высокие духом отцы высоты служения епископского, но, изволением Божиим приняв жребий святительства, твердо, даже до смерти, стояли за веру православную. Верую, что та благодать Божия, которая из бедных и малограмотных рыбаков сделала бесстрашных апостолов, соделает и меня, немощного, достойным епископского служения. Промысл Божий печется о каждом человеке, и, рассматривая свою жизнь, вижу Его явные действия, наставляющие меня и ведущие по жизненному пути. Хотя семья моя была невоцерковленная и сам я принял крещение уже в сознательном возрасте, хочется сейчас поблагодарить мою тетю, ныне покойную монахиню Анастасию, которая первая заронила в моем сердце семена веры. С благодарностью и теплотой вспоминаю священников и прихожан московского храма Знамения Божией Матери в Аксиньине, в котором я проходил послушание пономаря несколько лет. Решив посвятить жизнь свою служению Богу, в 2000 году я был принят в братию Михаило-Архангельского мужского монастыря села Козиха Новосибирской епархии. Наш бывший наместник, а ныне епископ Петропавловский и Камчатский Артемий (Снигур) в течение десяти лет был моим наставником в монашеской жизни, из его рук я принял монашеский постриг, от него учился послушанию. Эти годы послушания ~ поистине лучшие годы моей жизни, о чем хочу поблагодарить епископа Артемия (Снигура). Особую благодарность хочу выразить митрополиту Новосибирскому и Бердскому Тихону, из чьих рук я принял рукоположение в сан иеродиакона и иеромонаха, наставлявшего меня как наместника монастыря. Опыт устроения церковной жизни, который я приобрел в Новосибирской епархии, поможет мне в моем служении Церкви.
       Ваше Святейшество, всечестные архипастыри, прошу вас сугубо помолиться обо мне в этот великий для меня день. Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, да поможет мне пронести крест епископского служения непорочно, дать добрый ответ на Страшном суде Господнем за тот драгоценный талант, который вручается мне в епископской хиротонии.

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ ФЕОДОСИЮ

       Преосвященный епископ Феодосий!
       Ныне, в день памяти благоверного князя Даниила Московского, свершилось чудо твоей личной Пятидесятницы: наитием Всесвятого и Животворящего Духа, через возложение на твою главу рук архиерейских ты получил сокровище, которое мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам (2 Кор. 4, 7).
       Пастыреначальник наш Иисус Христос Своим премудрым Промыслом приуготовлял тебя к этому событию на протяжении многих лет, ниспосылая разнообразные послушания и тем усовершая во всяком добром деле к исполнению воли Его (ср.: Евр. 13, 21). Ты подвизался на ниве благоустроения Михаило-Архангельской обители, участвовал в работе епархиального совета и епархиального суда. Днесь же ты поставляешься на высшую ступень служения Господу, Его Церкви и людям. Вступая на сию тернистую стезю, потщись внять слову напутствия, которое я по древней традиции обращаю к тебе.
       Доверие, оказанное тебе священноначалием, весьма велико, однако помни о том, что дар епископства, как и всякое даяние доброе, нисходит от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (ср.: Иак. 1, 17). Посему не надмевайся своим положением, не ищи земных благ и людских похвал, но подчиняй свою волю воле Небесного Владыки и со всяким долготерпением, кротостью и смирением взращивай виноградник Христов, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5, 3). Ревнуй о том, чтобы исполнившиеся на тебе милость и благодать Господни не были тщетны (ср.: 1 Кор. 15, 10), стремись неуклонно восходить по лествице духовной жизни, черпая силы и вдохновение в горячей молитве и совершении святых таинств, наипаче же спасительного таинства евхаристии.
       Пусть похвала никогда не будет для тебя критерием, по которому ты определял бы пользу, приносимую делу Божию, ибо похвала нередко исходит от людей льстивых и лицемерных. Так же пусть и клевета никогда не будет пугать тебя в исполнении твоего послушания, потому что клевета по большей части проистекает от людей недобрых, не ищущих Божией славы.
       Ты отправляешься созидать Церковь Христову в новообразованную Каинскую епархию, и перед тобой как перед домостроителем тайн Божиих (ср.: 1 Кор. 4, 1) открывается широкое поле архипастырской, административной, миссионерской, благотворительной деятельности, которую тебе предстоит осуществлять во взаимодействии с главой митрополии Преосвященным Тихоном, участвовавшим ныне в твоей епископской хиротонии. На предлежащем поприще тебе понадобятся надежные соработники, способные разделить с тобой всю тяжесть трудов, поэтому имей особое попечение о подготовке достойных кандидатов в священство, а также о духовном состоянии клира епархии. Развивая епархиальную систему религиозного образования и катехизации, заботься об устроении воскресных школ и приходских просветительских центров, дабы люди, ищущие Бога, смогли приобщиться к многовековому наследию святого православия. Увеличивай количество приходов, возводи новые храмы, чтобы слово Божие росло и распространялось (Деян. 12, 24), доносилось до сознания каждого человека. Однако помни о том, что строительство храмов, налаживание приходской жизни, открытие воскресных школ служат лишь внешнему устроению земного бытия Церкви. Подлинным же содержанием, глубинным смыслом твоего служения да будет возвещение Царствия Небесного, просвещение пасомых светом истинной веры, возвращение в жизнь людей богозаповеданных идеалов добра, справедливости, любви к Господу и ближнему. Особо важна эта миссия в современных условиях, когда главными целеполаганиями человека становятся комфорт и личная выгода, а основными жизненными принципами ~ вседозволенность, моральный релятивизм, укореняемые в общественном сознании посредством массовой культуры и средств массовой информации.
       Предметом твоей сугубой архипастырской заботы должно стать подрастающее поколение, которое, не имея четких нравственных критериев различения добра и зла, не всегда способно разобраться в обрушивающемся на него информационном потоке. Памятуя об этом, с усердием и ревностью обращай к молодым людям проповедь о Христе распятом и воскресшем, направляя их внутренний взор горе и помогая отделять зерна вечных евангельских ценностей от плевел тлетворных веяний времени. Чтобы твои слова не были медью звенящей или кимвалом звучащим (ср.: 1 Кор. 13, 1), наставляй юношество личным примером добрых дел, искренней веры, праведной жизни; ищи общения с родителями, потому что печальные явления в жизни молодого поколения нередко являются следствием неустройства семейной жизни, забвения родителями заповедей Божиих, безразличия к исполнению родительского долга.
       Следуя завету апостола Иакова, будь скорым на слышание (ср.: Иак. 1, 19), наипаче же #]на слышание не простое, но деятельное, возбуждающее прилагать выслушанное к делу#&, как говорит святитель Феофилакт Болгарский в своем толковании на послание апостола Иакова. Не воздвигай преграды между собой и своей паствой, но старайся улавливать умонастроения и душевные движения окормляемых тобой словесных овец стада Христова, вмещать в своем сердце человеческие горести и откликаться на все обращенные к тебе вопрошания. Но также всегда сохраняй способность различать духов, потому что в этих обращениях к тебе может быть много лукавства, коварства, провокаций, направленных на то, чтобы нарушить твой внутренний мир, подтолкнуть тебя к опасным для Церкви деяниям. Всегда держи сие назидание в памяти, особенно же при совершении социального служения, важнейшими аспектами которого являются помощь нуждающимся и обездоленным, утешение плачущих и скорбящих, опека над немощными и сиротами. Только так, живя нуждами и чаяниями народа Божия, совершая дело веры и труд любви (1 Фес. 1, 3), ты сможешь создать крепкие в вере, сплоченные узами взаимной заботы христианские общины, реальные, подлинные школы благочестия, школы веры, школы христианской жизни. Именно такими школами и должны стать наши приходы, где молитва, слушание слова Божия, назидание, обучение, забота о страждущих, внимание к молодежи станут потребностью каждого, кто объединяется вместе со своим епископом вокруг чаши Христовой. Вручая сей жезл как видимый символ данной тебе Господом власти, призываю тебя всякое дело Богу посвящать в самом его зародыше, к Богу обращать его во время производства его и у Бога просить сил на совершение его, как о том говорит святитель Феофан Затворник (Собрание писем святителя Феофана Затворника. Письмо № 552). А теперь преподай свое архипастырское благословение людям, усердно возносившим молитвы Владыке Неба и земли о ниспослании тебе беспорочного архиерейства. Аминь.


БИОГРАФИЯ

       Епископ Каинский и Барабинский Феодосий (Сергей Владиславович Чащин) родился 23 апреля 1973 г. в Москве. В 1996 г. окончил Московский авиационный институт по специальности #]прикладная математика#&. В 1997~1999 гг. служил в Ракетных войсках стратегического назначения.
       В 2000 г. поступил послушником в монастырь во имя архангела Михаила с. Козиха Ордынского р-на Новосибирской обл. 29 декабря 2000 г. в монастырском храме во имя архангела Михаила игуменом Артемием (Снигуром) (ныне епископ Петропавловский и Камчатский) пострижен в монашество с именем Феодосий в честь прп. Феодосия Печерского. 24 мая 2001 г. архиепископом (ныне митрополитом) Новосибирским и Бердским Тихоном рукоположен в иеродиакона, 17 июня ~ во иеромонаха.
       В 2002 г. назначен настоятелем прихода во имя св. равноап. Князя Владимира г. Новосибирска (подворье монастыря во имя архангела Михаила с. Козиха).
       В 2001~2005 гг. обучался (заочно) в Томской духовной семинарии, в 2005~2010 гг. ~ в Киевской духовной академии. В 2010 г. назначен руководителем комиссии по делам монастырей Новосибирской епархии и вошел в состав епархиального совета.
       В 2011 г. назначен и. о. наместника Архангело-Михайловского монастыря с. Козиха, 18 апреля ~ заместителем председателя церковного суда Новосибирской епархии.
       Решением Священного Синода от 28 декабря 2011 г. (журнал № 175) избран епископом Каинским и Барабинским.