ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
11-2012

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Савватия (Загребельного) во епископа Тарского и Тюкалинского

       6 июля в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Савватия (Загребельного) во епископа Тарского и Тюкалинского. 21 июля за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе Москвы Святейший Патриарх возглавил хиротонию архимандрита Савватия (Загребельного) во епископа Тарского и Тюкалинского. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ташкентский и Узбекистанский Викентий, Саранский и Мордовский Варсонофий, Омский и Таврический Владимир; архиепископ Истринский Арсений; епископы Солнечногорский Сергий, Воскресенский Савва, Калачинский и Муромцевский Петр.



СЛОВО АРХИМАНДРИТА САВВАТИЯ (ЗАГРЕБЕЛЬНОГО) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА ТАРСКОГО И ТЮКАЛИНСКОГО

       Ваше Святейшество, милостивый Патриарх и отец наш! Богомудрые архипастыри Святой Церкви Христовой!
       Уневестив свою душу Господу Иисусу Христу в святом таинстве крещения в зрелом возрасте, давая благие обеты соединиться со Христом, моя, как и всякая рождаемая в крещении душа, в ожидании возгласа #]Се Жених грядет в полунощи!#& вступила в среду страха и радости. Две бездны предстали перед душой. Непостижимая безмерность блаженства, которую обретают бдящие, и неотвратимая бездна справедливого гнева для дремлющих.
       Двенадцать лет моей прежней военной службы всё же оставляли время для размышлений о жизни и смерти, о том, что ждет человека после ухода его из этого мира. В нашем отдаленном гарнизоне в Мурманской области не было священника, но после перемены места службы и перевода моего в Сибирь я наконец обрел своего первого пастыря в лице архиепископа Феодосия, принявшего большое и доброе участие в моей судьбе, о чем вспоминаю с благодарностью к Богу. Владыка поставил меня на начальные, посильные мне ступени церковного служения. Отныне, еще продолжая военную службу, стал я возрастать желанием монашеской жизни и в свободное время уже прислуживал в алтаре иподиаконом. По прошествии времени владыка стал призывать меня к священству. Но этого я еще страшился. Он же не уставал повторять известное #]жатвы много, а делателей мало#&, убеждая меня.
       Приняв священный сан иерея, я обрел возможность утолить жажду служения, пребывая на #]пиру веры#&, участвуя полнее в церковной жизни, состоящей из послушания, учения, скорби и лишения. Всё было мне в радость: перспективы военного священства и труды по открытию приходов с нуля, служба в самом северном благочинии и устройство монашеской жизни в отдаленном таежном селе с населением в два дома, устройство православного детского лагеря и создание богадельни для социально нуждающихся, освоение для пользы монастырской паствы хлебопашества и работа в сфере образования. Господь сподобил меня служить вместе с иеромонахом Александром (Тыртышным), позже убиенным, который хотя и не был заметным для всех ярким светильником, тем не менее сгорал без остатка в каждодневном своем церковном служении. Он и убийцею-то пронзен был, будучи облачен в епитрахиль, исполняя свои священнические обязанности. За год до мученической своей кончины отец Александр постриг меня в малую схиму. Земно кланяюсь и благодарю всех, с кем Господь сподобил меня послужить, кто помогал, кто терпел и прощал, кто учил и просвещал. Благодарю духовных отцов, встретившихся на моем жизненном пути. Но особая великая благодарность - Высокопреосвященнейшему митрополиту Владимиру, ныне возглавившему нашу митрополию, представившему мою убогую кандидатуру на ваше высокое рассмотрение. Из меня перстного вы, Ваше Святейшество и ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, имеете благоволение произвести пастыря, ведущего к небесному. Как будто со стороны вижу я то, что происходит со мною сегодня. Сосуду для простого употребления вменяется вместить, по слову святителя Иоанна Златоуста, служение, которое выше ангельского. А исполняя это послушание, как не пасть в пропасть превозношения? Вы, Ваше Святейшество, в третью годовщину своей интронизации на Божественной литургии сказали, что в центре Вашего служения лежит крест. Это утешает и идущих вослед Вам. Именно это дает смелость, приняв послушание, став архиереем, быть зовущим на #]пир веры#&, быть слугой по отношению к избранным, служить Господу, Его Божественному Сыну - Жениху и Его невесте - душе. Особенно служить каждой душе кающейся, ради которой пир совершается на небесах, ибо #]епископу вверены люди Господни и он воздаст ответ о душах их#&, как гласит 39-е апостольское правило.
       Я не ожидаю себе легкой жизни. Я хорошо помню тот день, когда, стоя на Божественной литургии в Христорождественском соборе, особо тяготясь греховным бременем уныния, вдруг взглянул на южную сторону престола, где изображено, как под тяжестью креста упал Господь наш, вознося его на Голгофу. И в великой скорби о том и уже позабыв все печали свои, не помня себя, стал я молитвенно просить Его: #]Господи, дай мне хоть немного понести Твой крест#&. И, словно утверждая меня в этих моих мыслях, владыка во время этой же службы обратился ко мне с, казалось бы, странным вопросом: нравится ли мне его митра? Тогда я от неожиданности не нашелся с ответом. Ответ же должен был быть прост: мое архиерейское служение да станет тем крестом, приподняв который и понеся, я тем самым послужу и Ему, Господу нашему Иисусу Христу. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: #]Когда изнемогаю от креста, схожу с креста и обретаюсь без Христа, тогда молю Христа, чтобы вновь возвел меня на крест#&. Это ощущение мне тоже знакомо. Когда архиепископ Феодосии (Процюк) предлагал мне стать священником, я отказывался, говоря, что хочу быть монахом. Я тогда служил Церкви как ребенок, и мне было радостно просто быть в ней. После же своего отказа я тотчас почувствовал некую оставленность, словно осиротел. День и ночь мучился я этим отказом и этим ощущением оставленности. А потом решил: нет, пусть будет, как благословят, только бы Церкви послужить.
       Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец! Богомудрые архипастыри! Смиренно прошу ваших святых молитв, чтобы ниспослал мне Господь наш Иисус Христос через возложение ваших рук Божественную благодать, дабы предстоящее архиерейское служение стало спасительным для меня, полезным для Матери-Церкви, для нашего Отечества.



СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ САВВАТИЮ

       Преосвященный епископ Савватий!
       Ныне, в день явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, за Божественной литургией совершилась твоя личная Пятидесятница: наитием Духа Утешителя, тайнодейственно благодатью снисшедшего на тебя через возложение рук архиерейских, ты был сопричтен к лику апостольских преемников, дабы пасти Церковь Господа, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (ср.: Деян. 20, 28). Тебе предстоит войти в труды самовидцев и служителей Слова (Лк. 1, 2), соделаться, по слову апостола, всем для всех, чтобы спасти по крайней мере некоторых (ср.: 1 Кор. 9, 22). Со страхом и трепетом приемлешь ты сей жребий, осознавая, с одной стороны, тяжесть и ответственность предлежащего тебе подвига, а с другой - свою человеческую слабость и греховность. Да не смущается сердце твое и да не устрашается (ср.: Ин. 14, 27). Верь, что Господь наш Иисус Христос, Своим Промыслом воздвигший тебя на высшую иерархическую ступень, благопоспешествует тебе в трудах на ниве Церкви Его, подавая крепость и разумение, силы и терпение для несения епископского креста.
       Дабы не расточить дар, живущий в тебе с возложением рук священства (ср.: 1 Тим. 4, 14), никогда не ослабевай в усердии (ср.: Рим. 12, 11). Возноси молитвы ко Спасителю, проповедуй Евангелие Царства, совершай служение любви и милосердия - непрестанно пламеней духом (ср.: Рим. 12, 11), стараясь представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15). Изволением Господним и решением священноначалия тебе определено стать первым архиереем новообразованной Тарской епархии, входящей в состав Омской митрополии. Нужды и чаяния паствы этого региона знакомы тебе не понаслышке, ведь именно здесь ты принес монашеские обеты и положил доброе начало пастырскому служению. Ныне же ты призываешься к более активному церковному строительству: тебе предстоит развивать катехизаторскую, миссионерскую, социальную работу, заботиться о подготовке достойных кандидатов в клир, совершенствовать систему религиозного образования, вести диалог со светскими властями, со средствами массовой информации и Вооруженными силами. Совершай сие в плодотворном взаимодействии с Преосвященным Владимиром, митрополитом Омским, прибегай к его помощи и мудрому братскому совету, стараясь, по слову апостола, сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3).
       Развивая полнокровную церковноприходскую жизнь в порученной твоему попечению епархии, памятуй о том, что внешнее устроение Церкви невозможно без устроения душ человеческих. Посему неустанно совершай дело благовестника (2 Тим. 4, 5), всеми своими силами устремляясь к тому, чтобы вверенные тебе словесные овцы соделались причастниками приснорадостного Царствия Небесного. Сегодня наставление в здравом учении Христовом (ср.: Тит. 1, 9) является насущной потребностью, ибо возросло число людей, которые говорят превратно (ср.: Деян. 20, 30) и активно противятся истине. Многие же из тех, кто принадлежат к православию по крещению, остаются равнодушными к вере, воспринимая евангельские идеалы добра, милосердия, жертвенной любви к ближним как нечто устаревшее, отжившее, идущее вразрез с общественным развитием, зиждущемся на ложно понимаемой свободе и росте уровня потребления. Твоя задача состоит в том, чтобы, следуя примеру Великого Архиерея, Который хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4), указать таким людям путь к Богу, научить их правой вере и доброй христианской жизни. Посему иди навстречу не ищущим тебя, открывайся не вопрошающим тебя, простирай свои руки к непокорным, как говорит пламенный пророк Исаия (ср.: Ис. 65, 1-2), стремись, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), соделать сердца боголюбивые из сердец грехолюбивых (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. I).
       Особое же тщание прилагай к воспитанию молодых людей, которые зачастую усваивают неверные представления об относительности нравственных основ жизни, которые навязывает им светское общество. Пусть вечные богозаповеданные идеалы станут для подрастающего поколения надежным моральным критерием, с которым необходимо сообразовывать все поступки. Чтобы сделать евангельское благовестие близким, понятным каждому человеку, осуществляй на базе приходов духовно-просветительские и миссионерские труды. Поощряй стремление мирян принести пользу Церкви, привлекая их к участию в делах милосердия, дабы они научались нести чужие тяготы как свои собственные. Пусть каждый приход будет не просто церковно-административной единицей, но особой духовной общностью, благодатным союзом пастыря и пасомых, которые объединены искренней верой, заботой о ближнем, взаимной горячей молитвой и совместным участием в таинствах. Теперь же прими сей жезл как символ ниспосланной власти и возложенной ответственности. Благодать Духа Святаго да направит твое служение к вящей славе Господней, к процветанию определенного тебе церковного удела и ко спасению словесных овец, Богом тебе врученных. Аминь.

БИОГРАФИЯ

       Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий (Сергей Николаевич Загребельный) родился 5 августа 1967 г. в с. Сосновском Таврического р-на Омской обл. В 1988 г. закончил Омское высшее общевойсковое дважды краснознаменное командное училище с присвоением звания лейтенанта и распределен на службу в Печенгский военкомат Мурманской обл.
       В 1990 г. окончил курсы Генерального штаба, женился. В 1993 г. переведен в Новосибирскую обл. в рабочий поселок Чистоозерное на должность заместителя райвоенкома. В 1995 г. переведен на военную службу в Омскую обл. в Тарский военкомат. 4 ноября 1995 г. рукоположен в сан диакона, 5 ноября - в сан иерея. В 1996 г. уволен в запас. Назначен благочинным Устъ-Ишимского округа Омской епархии и настоятелем Никольского храма с. Устъ-Ишим Омской обл.
       В 1999 г. получил благословение на переселение в с. Вятку для устройства монастырской общины. В конце 2002 г. пострижен в монашество. Весной 2005 г., после того как Вятская община была присоединена к Свято-Никольскому монастырю с. Болъшекулачъе, назначен на должность настоятеля обители. В 2006 г. закончил Тобольскую духовную семинарию. В 2007 г. возведен в сан игумена. Решением Священного Синода от 6 июня 2012 г. (Журнал № 45) избран епископом Тарским и Тюкалинским.