ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
11-2012

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Софрония (Китаева) во епископа Губкинского и Грайворонского

      
       6 июля в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Софрония (Китаева) во епископа Губкинского и Грайворонского. 22 июля за Божественной литургией в храме Преображения Господня в московском районе Тушино Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Софрония (Китаева) во епископа Губкинского и Грайворонского. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский Варсонофий, Воронежский и Борисоглебский Сергий, Белгородский и Староосколъский Иоанн; архиепископ Курский и Рыльский Герман; епископ Солнечногорский Сергий.



СЛОВО АРХИМАНДРИТА СОФРОНИЯ (КИТАЕВА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА ГУБКИНСКОГО И ГРАЙВОРОНСКОГО

       Ваше Святейшество! Милостивый Первосвятитель и отец! Преосвященнейшие и богомудрые владыки!
       Благодатию Всесвятого и Животворящего Духа, явленной в деяниях Священного Синода Русской Православной Церкви, ныне я, недостойный, призываюсь к величайшему служению - быть епископом Церкви Христовой, право править слово Божественной истины.
       На служение епископа поставляет Дух Святый пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20,28). По слову апостола Павла, епископ должен быть непорочен, как Божий домостроителъ (Тит. 1, 7). В каноническом избрании и святительском поставлении через возложение рук сонма архипастырей преподается всесильная благодать Божия, которая попаляет всякую немощь и человеческую ограниченность. В служении епископа раскрывается любовь Бога к роду человеческому, потому как Великим Архиереем и Главой Церкви является Сам Господь наш Иисус Христос - Пастырь и Епископ душ наших (ср.: 1 Пет. 2, 25). Епископы призваны к тому, чтобы подражать Христу, являть пример истинной христианской жизни, которая есть #]подражание Божескому естеству#& (Святитель Григорий Нисский. К Армению...). Одна из наиглавнейших задач епископа - быть предстоятелем в евхаристическом собрании верных, в молитвах ходатайствовать перед Богом о единении всех и вся у Чаши Христовой. Собирание людей во единое стадо словесных овец Христовых есть то, на что поставляется епископ Церкви Божией, и именно за это он будет держать ответ перед Господом. Труды епископа должны явно свидетельствовать о Христе настолько, дабы успех для всех был очевиден (ср.: 1 Тим. 4, 15).
       Осознавая всю высоту и непорочность архиерейского служения, испытываю священный трепет и благоговение. Понимаю, что обычными человеческими усилиями невозможно достичь всего того, к чему призывает епископа Сам Бог. Призываясь к столь высокому служению в достаточно молодом возрасте, укрепляюсь словами апостола Павла: Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12). Оглядываясь на свой небольшой жизненный путь, мое сердце исполняется благодарностью к Господу за все благодеяния, ниспосланные моему недостоинству. Благодарю Бога за своих родителей, воспитавших меня и давших возможность с самых юных лет прикоснуться к древлеправославным традициям. Благодарю Бога за годы обучения в духовных школах - Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью) и Киевской духовной академии. Именно в семинарии передо мной в полноте раскрылся образ истинного миссионерского служения Церкви в лице Высокопреосвященнейшего владыки ректора, архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. Владыка Иоанн вдохновил многих и многих выпускников первой миссионерской духовной школы Русской Церкви на дальнейшее жертвенное служение, результатом чего стало открытие миссионерских станов в отдаленных епархиях Русской Православной Церкви, в которых совершают свое служение выпускники Белгородской семинарии. Благодарю Бога за возможность пастырского и миссионерского служения после принятия монашеского пострига и рукоположения в священный сан в разных качествах: благочинного семинарского храма во имя святителя Иннокентия Московского, сотрудника Синодального миссионерского отдела, наместника Свято-Троицкой Холковской обители.
       Приношу свое сердечное благодарение Вам, Ваше Святейшество, и всем богомудрым архипастырям, участвовавшим в моем избрании и нынешнем поставлении, за возможность воспринять благодать епископства для служения Богу, Церкви и людям.
       Сегодня перед Церковью стоит множество задач, которые невозможно решить без деятельного участия архиерея. Созидание евхаристических общин, развитие миссионерского, молодежного, образовательного и социального служения являются главными задачами современной повестки дня. Близость архиерея к нуждам народа Божия - одно из главных условий для решения поставленных перед Церковью задач. Смиренно преклоняю свою главу и прошу ваших святительских молитв о моем недостоинстве.



СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ СОФРОНИЮ

       Преосвященный епископ Софроний!
       Возлюбленный о Господе сопричастник тайнодейственной благодати, днесь ты призван к апостольскому служению Богу, Церкви и людям. Поставляясь на высшую, епископскую ступень священства, ты торжественно приемлешь видимые всем знаки архиерейского достоинства. Но одновременно с этим на тебя возлагается невидимое миру, нелегкое и спасительное бремя крестоношения, неизбежно сопряженное с твоим избранничеством. Ныне ты сподобился великого и страшного дара. К нему ты был предопределен Господом, и это предопределение осуществилось через избрание Священным Синодом и через наитие Духа Святаго при возложении на твою главу архиерейских рук. Перед этим ты сам принес Богу и Его Церкви обеты веры и верности. Пусть же слова архиерейской присяги, запечатленные в твоей памяти, станут неложным духовным камертоном, помогающим тебе настраивать свою жизнь на небесный Божественный лад. По нему сверяй все свои земные свершения и поступки.
       Напутствуя тебя в предлежащий нелегкий путь, призываю возгреватъ дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2 Тим. 1, 6).
       Помни: неся свое крестное служение, епископ Церкви сораспинается Христу в сострадательной и жертвенной любви к ближним и дальним, непрестанно болезнуя о них и об их участи как земной, так и вечной. Но также во имя спасения пастырей и пасомых он надзирает за ними, остерегая их от уклонения с пути истинного, дабы самому иметь право вслед за апостолом Павлом засвидетельствовать о своих чадах: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал. 4, 19) Именно к такому деланию ты был промыслительно предназначен всем предшествующим опытом твоих трудов на ниве Господней. Рожденный в семействе благочестивых родителей в дальних пределах земли Русской, ты избрал для получения духовного образования Белгородскую семинарию, имеющую миссионерскую направленность. И в дальнейшем твое служение в ограде церковной стало неотделимо от твоего призвания к проповеди о Христе.
       Сам Господь благословляет нас на это делание, потому что хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Возвещение Евангелия, научение других людей заповедям Христовым и расположение человеческого сердца к слышанию слова Божия и следование ему-это важнейшая часть спасительного служения Церкви, к соучастию в котором призваны архипастыри, пастыри и все христиане. Исповедуемая нами вера неизменна со времен апостольских. Свидетельство о ней перед лицом мира остается в нынешние времена священным долгом, ведущим нас к стяжанию Царства Небесного, поскольку наше собственное спасение неотделимо от спасения ближних. И это особым образом относится к архиерею. Он не может спастись, не спасая других. Именно на это указывают знаменитые слова преподобного Серафима Саровского, призывавшего: #]Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя#&.
       Первая задача православной миссии состоит в том, чтобы привить современникам веру Христову. Однако этого недостаточно. Важно приобщить ближнего к христианскому образу жизни, утвердить в доброделании, преемственно сообщить ему опыт богообщения, ввести в таинственную жизнь евхаристической общины. Сегодня мы с сердечной скорбью вынуждены наблюдать, как из личной, семейной и общественной сфер человеческой жизни вытесняются такие базовые нравственные понятия, как справедливость, жертвенность, самоограничение, соучастие. Ныне поле христианской миссии лежит уже не среди инородцев или людей иных стран и континентов, где никогда не звучало имя Христово. Оно представляет собой пространство исторической Руси, той страны, которую наши благочестивые предки именовали Святой Русью. Революция, братоубийственные разделения, преследование любых проявлений веры - это тот трагический исторический опыт, который способен стать прививкой против тлетворного влияния богоборческих сил. Вместе с тем вдумчивое и одновременно покаянное осмысление прошлого должно побуждать нас к активизации наших усилий: к развитию масштабной катехизации детей и взрослых, к молодежному служению, к разнообразной социальной работе.

       Необходимо, чтобы всё перечисленное стало нивой соборных трудов не только для клира, но и для верных сынов и дочерей нашей Церкви. И храм, в котором совершилось твое рукоположение сегодня, являет пример такого многопланового и столь необходимого в наши дни служения. Твое епископское служение по особому смотрению Божию будет совершаться в тех же пределах, где ты принес свои монашеские обеты и приступил к пастырскому служению. Будь единодушным и верным соработником Преосвященного владыки Иоанна, главы митрополии, в которую входит вверяемая твоему попечению епархия. Непрестанно памятуй слова Писания: Спасение есть во мнозе совете... (Притч. 11, 14). Паси словесных овец пажити церковной по образу Пастыреначальника Христа. Будь достойным продолжателем дел святых отцов и святителей Церкви. Являй всем пример в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12). Прими этот архиерейский жезл как знамение силы, ниспосылаемой тебе от Господа, как символ осмотрительности и мудрости, как опору в твоем новом служении. Теперь же благослови предстоящих людей Божиих, молитвенно соучаствовавших в таинстве твоей личной Пятидесятницы. Аминь.

БИОГРАФИЯ

       Епископ Губкинский и Грайворонский Софроний (Виталий Александрович Китаев) родился 29 ноября 1978 г. в семье семейских старообрядцев Забайкалья в с. Верхний Жирим Республики Бурятии. В 2000 г. окончил Белгородскую духовную семинарию. 5 апреля 2001 г. архиепископом Белгородским и Староосколъским Иоанном пострижен в монашество с наречением имени Софроний в честь свт. Софрония, епископа Иркутского. 7 апреля 2001 г. архиепископом Белгородским Иоанном рукоположен в диакона, а 12 апреля 2001 г. - в иеромонаха. Назначен благочинным храма свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, экономом Белгородской духовной семинарии и православной гимназии святых Кирилла и Мефодия.
       В 2002-2004 гг. обучался на заочном секторе Киевской духовной академии. В 2006 г. в Киевской духовной академии защитил работу #]Старообрядцы Забайкалья как составная часть духовного и этнокультурного потенциала Сибири#& на степень кандидата богословия. В 2009 г. возведен в сан игумена. Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. (Журнал № 58) назначен наместником Свято-Троицкого Холковского монастыря с. Холки Чернянского р-на Белгородской обл. Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. (Журнал № 49) избран епископом Губкинским и Грайворонским.