ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
12-2012

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Уроки истории: духовный смысл и современная интерпретация

       1150 лет российской государственности, 200 лет Отечественной войны 1812 года и 400 лет преодоления Смуты. Чем памятны и известны эти даты для современных граждан России? Это попытались выяснить эксперты на круглых столах и конференциях, прошедших в рамках выставки #]Православная Русь#&.
      
       Светское государство не значит секулярное
       Конференция, которая посвящена 1150-летию российской государственности, казалось бы, могла стать поводом для привычных рассуждений, устаревших и потому не слишком интересных широкой публике. Однако участники встречи смогли найти в столь обросшем стереотипами вопросе новую проблематику.
       Значение православия в истории государства Российского было осмыслено прежде всего в категориях восходящей еще к святому императору Юстиниану концепции симфонии властей. Именно этот аспект церковно-государственных отношений подробно рассмотрел в своем выступлении руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. По его мнению, современное государство Российская Федерация реализовывает модель взаимоотношений высшей государственной и церковной власти, о котором сотни лет мечтали выдающиеся представители российской религиозной, правовой и философской мысли. Отец Всеволод подчеркнул, что #]Российское государство всё больше обретает христианское духовно-нравственное лицо, выстраивает христианскую лествицу иерархии управляющих этим сложным общественным организмом, устанавливает социально оправданные и устоявшиеся критерии различения добра и зла#&.
       Выступление отца Всеволода придало дальнейшему обсуждению определенную направленность, обусловленную историко-теософской концепцией симфонии духовной и светской власти. В частности, доктор исторических наук заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений РАНХ Ольга Васильева заявила о необходимости адекватной интерпретации культурного наследия синодального периода, в контексте которого следует воспринимать те или иные явления жизни общества в указанное время.
       Участники конференции стремились оценить современное состояние государственно-церковных отношений с точки зрения теории симфонии и задавались вопросом: существует ли в Российском государстве гармония взаимодействия Церкви и государства, не наблюдаем ли мы клерикализацию каких-либо сторон социальной или политической жизни? По единодушному мнению выступавших, сейчас говорить о клерикализации государства и общества невозможно. О некорректности подобной оценки российских реалий говорили советник комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Степан Медведко и ответственный секретарь экспертного совета #]Экономика и этика#& при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Павел Шашкин.
       Зампредседателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов в свою очередь подчеркнул, что рассуждения о клерикализации обусловлены неверной интерпретацией концепции #]светскости#& Российского государства. Светскость не тождественна атеистичности, не содержит требования маргинализации Русской Православной Церкви, не подразумевает исключения верующих из общественной жизни или удаления их от решения различных политических и социальных проблем. Таким образом, понятие светскости не является синонимом секулярности.

       Две отечественные войны: параллели в церковной памяти
       В своем выступлении на конференции #]200-летие Бородинской битвы: роль Церкви в сохранении Отечества вчера и сегодня#& зампредседателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов предпринял попытку сравнительного анализа церковного и общественно-исторического наследия двух Отечественных войн ~ 1812 и 1941~1945 годов.
       По мнению докладчика, события 1812 года оказались крайне удачно зафиксированы в нашей исторической памяти. Произошло это во многом благодаря предпринятому #]по горячим следам#& богословскому и историософскому анализу российско-французского конфликта ~ труду тогда еще молодого архимандрита Филарета (Дроздова) #]О причинах наших неимоверных успехов в воине с Наполеоном#&. #]До сих пор у нас нет столь же глубокого церковного осмысления итогов Второй мировой войны, ~ констатирует отец Максим. ~ Конечно, это обусловлено как совершенно различным положением Церкви в XIX и XX столетиях, так и значительно более сложным историческим контекстом, в котором та оказалась ко времени Великой Отечественной войны. Но факт остается фактом: богословски последовательное, целостное видение церковным мировоззрением исторического процесса XX века в целом и войны с Германией в частности так и не сформировано#&.
       В результате аналогичная трансформация личной памяти свидетелей Великой Отечественной войны в коллективную народную память, заметил отец Максим, проходит непросто. Усугубляется это тем, что мы вступаем в эпоху, когда очевидцев тех событий почти не осталось.
       Своим взглядом на эту проблему поделились также руководитель столичного департамента культурного наследия Александр Кибовский, директор Музея-панорамы #]Бородинская битва#& Владимир Преснов, заведующий кафедрой церковной истории МДА Алексей Светозарский, ректор РПУ игумен Петр (Еремеев). Они оказались единодушны во мнении: человеческое сознание не терпит пустоты в специфическом #]военном#& разделе национальной исторической памяти. В результате, по признанию спикеров, даже студенты вузов с трудом называют дату Бородинского сражения и теряются при ответе на вопрос, в каком году была Отечественная война 1812 года. Главным же (и единственным) кинематографическим событием юбилейного года становится снятая на бюджетные средства провальная лента #]Уланская баллада#&. К счастью, юбилейные торжества продлятся еще два года ~ до празднования 200-летия победы над Наполеоном, так что время исправить хотя бы самые досадные недочеты есть.

       Соратники святого Патриарха Гермогена
       Больше всего экспертов и слушателей собрала конференция, посвященная Смутному времени. Здесь постарались рассказать прежде всего о конкретных личностях, благодаря которым Россия была спасена от польской интервенции в XVII веке. Это, помимо Минина и Пожарского, такие малоизвестные для широкой публики персоналии, как Михаил Скопин-Шуйский, Дмитрий Трубецкой, Прокопий Ляпунов, Михаил Шеин, Давид Жеребцов, Михаил Волконский.
       Историк Дмитрий Володихин рассказал, что история Смуты изучается уже около 200 лет, однако #]историкам только предстоит узнать ее в деталях, поскольку существует очень много еще не исследованных документов#&. Например, пока еще недостаточно изучена фигура Дмитрия Пожарского.
       Президент фонда содействия сохранению и развитию русской и восточнохристианской культуры Ирина Есинская напомнила о трагическом периоде польской интервенции (1610), когда после осады был полностью вырезан город Боровск (12 тыс. жителей) вместе с насельниками монастыря. В память об этих жертвах в Боровском монастыре сегодня поставлен каменный поклонный крест.
       На конференции также была представлена книга председателя Фонда по установке памятника Патриарху Гермогену Галины Ананьиной #]Люди смуты. История народного подвига#&. #]Здесь собраны вместе все главные духовные лидеры ~ Патриархи: Иов, Гермоген и Филарет, монахи Троице-Сергиевой лавры ~ келарь Авраамий Палицын, архимандриты Иосаф и Дионисий. Мы должны помнить, что знаковую роль в тех событиях сыграли мужество и стойкость защитников Троице-Сергиевой лавры, полякам так и не удалось их сломить. И что монахи лавры писали грамоты во все города России, ведь в народном ополчении были представлены более двух сотен русских городов#&, ~ сказала она.

Артем Погосов



Просвещение через книгу#&: определены победители

       По традиции на выставке #]Православная Русь#& подвели итоги ежегодного конкурса, который уже в седьмой раз проводит Издательский совет совместно с Фондом #]МЕТА#&.
       Главного приза было удостоено Издательство Московской Патриархии за книгу #]Почитание Пресвятой Богородицы в России и в Польше#&. Специальный приз #]За сохранение духовного и культурного наследия#& присудили Издательству Белорусского Экзархата за книгу Анатолия Стецкевича-Чебоганова #]Я сын Ваш. Летопись белорусской шляхты#&. В номинации #]Лучшая духовно-патриотическая книга#&диплом 1-й степени получила книга Сергея Галицкого #]Из смерти в жизнь...#&. Она раскрывает читателю неизвестные ранее примеры верности Христу российских воинов, участников боевых действий в Афганистане и на Кавказе. В номинации #]Лучшее художественное произведение#& лучшей названа книга Бориса Екимова #]Привет издалёка#&.