|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 09-2003 |
БОГОСЛОВИЕ
Учение Православной Церкви о почитании Божией Матери*
Жизнь каждого человека проходит под воздействием Божественного Промысла, а христианина - и под постоянным покровительством Божией Матери.
Почитание Божией Матери является характерной чертой христианского благочестия. Ее святейшее имя столь же близко христианскому сознанию, как и имя Ее Божественного Сына, и упоминается вместе с Ним. "Это почитание Пресвятой Богородицы, - говорит святитель Филарет Московский, - не есть простое человеческое предание, не обычай только, введенный православным усердием, не подражание примерам частного верования, но мысль Святого Духа, переданная человекам, последование мановению перста Божия, исполнение обязанности столь же священной, сколько справедливой и благотворной для христианина"1.
Этими словами выражается, в частности, та истина, что почитание Божией Матери имеет догматическое обоснование. Оно не во всем определено соборно. Церковь содержит его в своем духе и жизни, отображая свое учение преимущественно в литургических установлениях и святоотеческой письменности.
Величие Божией Матери заключается в том, что Она явилась единственным человеческим существом, достойным послужить тайне нашего спасения. Благодатность Пресвятой Девы и Ее ответ на архангельское благовестие: Буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1, 38) - осуществили возможность спасительного пришествия на землю Сына Божия. "Во дни творения мира, - говорит святитель Филарет, - когда Бог изрекал Свое живое и мощное: Да будет, слово Творца производило в мир твари; но в беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мария изрекла Свое краткое и послушное: буди, - едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось: слово твари низводит в мир Творца"2.
Искупление падшего человечества чрез воплощение Сына Божия было определено Богом предвечно (1 Пет. 1, 20). Поэтому и Матерь Божия была от вечности предуведена и предопределена. Святой Иоанн Дамаскин называет Ее "по предведению Божию прообразованною и предвозвещенною Духом Святым в различных образах и пророческих словах"3. В Священном Писании рассеяны многие указания на Пресвятую Деву, свидетельствующие о Ее славе. Наряду с указанием на Христа весь Ветхий Завет прообразует и Его Божественную Матерь. Преславно прообразоваше, чистая, закон Тя скиния, и божественную стамну, странен кивот и катапетасму, и жезл, храм неразрушимый, и дверь Божию. Темже научают Тебе звати: истинно вышши всех еси, Дево чистая (тропарь 9-й песни 1-го канона Введения во храм Пресвятой Богородицы). Так указывает Церковь на славу Божией Матери, прообразованную в Ветхом Завете. Прообразы Божией Матери отражены в паримийных чтениях на Богородичные праздники и в многочисленных молитвословиях к Матери Божией. Она - Ноев ковчег спасения, Она - лествица, виденная Иаковом, и неопалимая купина, виденная Моисеем. Она прообразована морем, в котором спасся Израиль, и столпом огненным и облачным, путеводившим его в пустыне. Обетование о Ней дано в первом благовестии о спасении, то есть Она ожидалась в течение всего ветхозаветного времени, и это ожидание ясно утверждается пророчеством Исаии о безмужном рождении Спасителя.
Так, подобно проблескам света перед наступлением дня, предуказывалось в прообразованиях и пророчествах наступление зари таинственнаго дне (Акафист Пресвятой Богородице, икос 5) - Матери Света. Вся ветхозаветная история раскрывается как приготовление человечества к Боговоплощению и явлению Матери Девы. Вся история человеческой святости и благочестия была направлена к возрастанию Святейшего Существа, в Котором сосредоточится вся полнота благодати. "В это долгое время, - замечает наш отечественный учитель Церкви, - благословение, которым Бог Отец благословил нас в небесных о Христе прежде сложения мира (Еф. 1, 3, 4), как молниеносное облако носилось над землею, между тем, как тайное действие Провидения изыскивало в роде человеческом и уготовляло Благословенную в женах, Которая бы могла своею чистотою божественную молнию привлечь, принять, вместить, удержать, не быв опалена огнем Божества, и таким образом чрез себя существенно усвоить всему человечеству благословение Христово"4.
Не нарушая законов человеческого бытия, невидимая рука Божественного Промысла отделяла лучшие силы человечества для явления из его среды Пречистой Богоотроковицы. И вот, по молитвам праведных Иоакима и Анны им была дана благословенная Дщерь, будущая Матерь Божия, в явлении Которой как бы соединилось все содержание спасительных действий, сделавших возможным благодатное обновление человечества. В каноне на Введение во храм Пресвятой Богородицы Она именуется домом благодати, в Немже сокровища лежат неизреченнаго Божия строения (канон 1-й, тропарь по 6-й песни).
Предуготовленный Богом сосуд чистоты - Пресвятая Дева явилась единственным существом, достойным стать Матерью воплотившегося Сына Божия. К сохранению этой святости и направлялась вся жизнь Божией Матери начиная с рождения.
Само Ее рождение, будучи естественным, было необычайным. Пресвятая Дева родилась от святых и праведных родителей Иоакима и Анны после продолжительного их неплодства и была испрошена многими молитвами смиренных родителей, усматривавших в своем неплодстве знак недостоинства. Ее рождение было предвозвещено Ангелом, когда родители были уже в летах преклонных.
Жизнь Пресвятой Девы в доме родителей в первые годы детского возраста была началом личного предуготовления Ее в сосуд Божий. Предание сохранило сведения о том, что Ее младенческие годы протекли в условиях исключительного благочестия родительского дома. В обстановке глубокой, чистой религиозности и благоговения пред Богом приготовлялась Пресвятая Дева к исполнению родительского обета - к посвящению Богу и жизни в храме Божием. Когда Ей было около трех лет, естественное чувство родительской привязанности праведные родители благодатной Отроковицы вместе с Нею приносят в дар Богу.
Введение во храм - одно из важнейших событий в жизни Пресвятой Богородицы. Если прежняя жизнь Пресвятой Девы в доме родителей была приготовлением Ее к этому событию, то вступление в храм явилось началом приготовления к тому, чтобы стать достойно Матерью Божией, чистейшей самих Ангелов. Необычайные обстоятельства, сопровождавшие Введение во храм, указывали, что оно дело особого Промысла Божия и имеет важное значение не только для Богоотроковицы, но и для всего человечества. По преданию, первосвященник Захария, пророчески провидя славу и величие вводимой во храм Отроковицы, совершил дело исключительное: он ввел Ее во Святое святых, священнейшую часть храма, куда сам первосвященник мог входить только однажды в год. Православная Церковь, прославляя Пресвятую Деву, воспевает, что сами Ангелы удивились, како Дева вниде во Святая святых.
Вступление Пресвятой Девы во храм и самое Святое святых является как бы безмолвною проповедью Ее Богоизбранничества и возвещением скорого пришествия Христова. Не случайно праздник Введения по времени церковного празднования примыкает к празднику Рождества Христова. Внутренняя близость этих двух событий истории спасения отражена и в тропаре праздника, и в церковных песнопениях, включая рождественские ирмосы, начинающиеся радостным возгласом: Христос раждается, славите! В стихире (1-й) на литии праздника Церковь именует Пресвятую Деву непорочным приношением Богу, предназначенным воспитатися в жилище прежде век от Отца нетленно рождшагося, во спасение душ наших.
Святая Отроковица вошла во храм как дар Богу, как жертва от родителей и от всего человечества. Будучи венцом приготовления к исполнению Божественных определений о спасении, Она в Своей жизни явила величайшее согласие человеческой свободы с благодатным действием Божиим. Апостол Павел сказал: Прилепляяйся же Господеви един дух есть с Господем (1 Кор. 6, 17). Эти слова исполнились во всей силе над Божией Матерью, "исполнились над Нею преимущественнее и преизобильнее,- говорит епископ Игнатий (Брянчанинов), - нежели над всеми святыми... из среды избранного человечества"5.
Оставив родной дом, Пресвятая Дева отрешилась от земных привязанностей ради высочайшей любви к Богу. Она отказалась от вступления в брак, чтобы свободнее и безраздельнее служить одному Богу. Такая отрешенность от земного, отвергающая все позволительные естественные состояния и привязанности, является исключительной. Во времена новозаветные подобные примеры не единичны и все же вызывают удивление и почитание. Но в лице Девы Марии преданность Богу исключительно высока и изумительна. Народ, из среды которого должен был произойти Мессия, высоко ценил брачную жизнь не только потому, что в детях видел благословение Божие, но и по надежде иметь в своем роду обетованного Мессию или, по меньшей мере, Его современника. Но чистейшая любовь к Богу и святое желание служить Ему одному в Деве Марии были выше всех подобных побуждений.
Обручение Ее Иосифу было данью обычаю, не знавшему добровольного безбрачия дев. Еврейский народ, привлекаясь видимым благословением брака, не постигал высоты девства.
Краткое евангельское повествование об Обручнике Пресвятой Девы достаточно ясно показывает, что он был духовно выше своих современников и мог оценить обет девства, то есть был достоин стать орудием Промысла Божия в тайне явления Спасителя.
Церковь почитает Пречистую Деву как Матерь приснодевственную, то есть как Деву до рождества, в рождестве и по рождестве. Понятие приснодевства заключает в себе мысль не только о чистоте естественной, но и соединенном с нею целомудрии духовном. Она именуется Единой чистой и благословенной - по высоте этой чистоты и целомудрия, утвердившегося на любви к Богу и благоговении пред Ним, столь ясно выразившемся в ответе Архангелу: Се раба Господня... Благоговение, страх Господень находятся во внутренней связи со смирением, являющимся началом и основанием всей добродетели и духовной мудрости. Это и раскрылось полностью в Лице Матери Божией.
"Никто не станет сомневаться в том, - говорит митрополит Филарет, - что для избрания быть Матерью Господа требовалось в Избираемой высочайшее возможное на земле достоинство, совершенство. Но в чем может состоять достоинство существа разумного и свободного, если не в чистых и возвышенных воззрениях ума и движениях свободной воли? И потому надлежало дать им место, чтобы основалось, утвердилось и, к утешению и назиданию нашему, открылось в Деве Марии высокое достоинство Матери Господней. Так, Ее смущение от высокого Архангелова приветствия было движением души глубоко смиренной; удержание этого смущения в молчаливом размышлении знаменовало мудрость, твердость и спокойное величие духа; в вопросе: Како будет сие, идеже мужа не знаю? - выразилась неизменная любовь к чистоте девства; наконец, в решительном изречении: Се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему - изрекло себя послушание веры"6.
Все это указывает на необычайную, единственную святость Пресвятой Девы. Вера в личную безгрешность Божией Матери, в Ее величайшую, совершеннейшую святость еще здесь, на земле, есть одно из внутренних оснований почитания Ее. Первородный грех имел для Нее значение лишь как причина немощи человеческого естества, мог быть началом искушающим, но не обольщающим.
Непорочность, совершеннейшая чистота и святость Пресвятой Девы со дня Ее рождения относятся не к Ее природе, свойственной каждому человеку, но к Ее высочайшему духовному состоянию, к Ее личному преодолению греха во всех обстоятельствах земного бытия. Она была Рабой Господней не только в момент Благовещения, но и в течение всей Своей жизни, потому что возможность малейшего греха в прошлом или будущем лишила бы силы это исповедание Пресвятой Девы. Свобода Ее от личного греха в условиях жизни падшего человечества есть величайший личный подвиг Пресвятой Девы, за который Ее ублажают вси роди.
О полной безгрешности Девы Марии в Ее рождении, святом Ее детстве и остальном житии ясно учит Святая Православная Церковь во многих песнопениях и молитвословиях, посвященных Божией Матери. Пресвятая Дева именуется с самого рождества Своего Святая святых, небо одушевленное, единая Непорочная, сущий божественный храм от младенчества чисте и т. д. Она именуется Цветом нетления, Венцем воздержания (Акафист Пресвятой Богородице, икос 7). Наименование одной из чудотворных икон в Православной Церкви "Неувядаемый Цвет" также говорит о Ее изначальной безгрешности.
Эта исключительная, непостижимая по высоте святость Пресвятой Девы, выразившаяся в неповторимом наименовании Ее благодатной, оказалась такова, что Дева Мария явилась достойной принять Духа Святого и послужить тайне Боговоплощения.
"Сосуд чистый, предуготовленный Богом при посредстве святых человеков и святых Ангелов, сосуд чистый, предуготовленный собственным настроением, еще был предочищен Святым Духом к принятию всесвятого, невещественного семени - Слова, - говорит епископ Игнатий (Брянчанинов)7... - Нисшел Дух Святый на чистую Деву и еще Ее очистил. Чистая по собственному состоянию тела и духа соделалась чистейшею от творческого всесильного действия, произведенного в Ней животворящим, очищающим, обновляющим, изменяющим, предваряющим Свои сосуды Духом Божиим. Чистая Дева соделалась Пречистою... соделалась благодатно чистою, Духоносною; Божественною Девою".
В Пречистой Деве в момент Ее смиренного согласия на принятие Благовещения произошло непостижимое всякому тварному уму одухотворение всего Ее существа, которое стало вместилищем Бога, стало Богоматеринским. Дева Мария приобщилась Духу Святому, а с Ним вселился в Нее и Единосущный Ему Сын Божий, став Ее Сыном.
Сын Божий - Сын Девы бывает, - воспевает Святая Церковь на праздник Благовещения, выражая свое почитание Божией Матери возгласом архангельского приветствия...
Дева Мария явилась благодатным небом и храмом Божества (догматик 1-го гласа). Она стала одушевленным храмом, в немже Отец любовию, Сын плотию, Дух Святый нашествием обитель Себе сотвори (Канон Пресвятой Троице, песнь 1-я).
Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы завершило обожение человеческой природы Божией Матери, приобщая Ее, как происходившую из рода Адамова, всем благам Искупления и явилось залогом Ее славного воскрешения.
В почитании совершеннейшей святости Божией Матери скрывается свидетельство Церкви о Ее Приснодевстве. Тем не менее эта истина была утверждена и чисто догматическими определениями, устраняющими неправомыслие или недоумение.
Для спасения людей Единородному Сыну Божию надлежало принять в единство Своего Лица естество человеческое - плоть и душу, - во всем подобное нашему, со всеми немощами нашей природы, но вместе с тем - естество чистое, безгрешное - такое, какое имел Адам до грехопадения. Но это могло произойти только при рождении от девы, чистота которой не была нарушена ни взором, ни мыслию8, чрез сверхъестественное действие Святого Духа, не только обеспечивавшее святость Рождаемого, но и сохранявшее девственную чистоту и непорочность Божией Матери. "Брак мог рождать человеков, - говорит митрополит Филарет. - Одно девство достойно было родить Богочеловека"9. Только одно истинное девство, как выражение особенной душевной чистоты и святости, могло послужить тайне Воплощения Того, пред Которым самое небо нечисто (Иов 15, 15).
С древнейших времен наименование Божией Матери Девою сделалось как бы собственным Ее именем. В Никео-Константинопольском символе дано исповедание веры в Господа Иисуса Христа, воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Нетрудно заметить, что в этих словах утверждается истина о том, что как зачатие было девственное, так и рождение не лишило Родившую ни девства, ни свойственного Ей наименования Девою. На Вселенских Соборах этот догмат неоднократно подтверждался.
Как и все относящееся к тайне Искупления, Приснодевство Божией Матери составляет тайну для ума тварного. Но если не к объяснению этого непостижимого догмата, то к укреплению нашей веры в него служат ветхозаветные прообразования, и в частности указываемый в догматике 2-го гласа прообраз в виде неопалимой купины. Как огонь, объявший купину, не сожигал ее, потому что это был не простой огонь, происшедший от причин естественных, так зачатие и рождение Пресвятою Девою Господа Иисуса не повредило Ее девству, потому что это зачатие и рождение совершились не по обычным законам природы, а сверхъестественною силою и наитием Святого Духа. Поэтому болезни не сопровождали этого рождения. "Безболезненность Девы при рождении Богочеловека очень ясно видна из простого и скромного повествования, которое читаем в Евангелии: Роди Сына Своего Первенца и повит Его, и положи в яслех (Лк. 2, 7), - отмечает епископ Игнатий. - Родила Дева, и немедленно приступает к служению! Рожденного повивает, полагает в яслях, не нуждаясь при служении в посторонней помощи, потому что не ощущает никакой болезни, никакого изнеможения, которые так свойственны женам, рождающим в грехе чад, зачатых в беззакониях, рождающим их убитыми вечною смертию и для вечной смерти"10.
Пресвятая Дева, родив Богочеловека, стала Богородицею в прямом и действительном смысле. Наименование Богородицы имеет основание в Священном Писании: праведная Елисавета по внушению Святого Духа назвала Деву Марию Материю Господа (Лк. 1, 43), а Сына Божия, имеющего родиться от Нее, - плодом чрева Ее (Лк. 1, 42). Истина, что Дева Мария сеть Матерь Божия, утверждается всеми древними отцами и учителями Церкви.
Святой Кирилл Александрийский, блаженные Феодорит Кирский и Иоанн Антиохийский утверждают, что происхождение этого слова относится к апостольскому устному преданию. Таким образом, можно считать несомненной истину, что исповедание Девы Марии Богородицей и самое наименование Богородицы принадлежат первенствующей Церкви. Это наименование в 431 году, в ефесском храме Божией Матери, было утверждено и провозглашено соборно. Святой Иоанн Дамаскин, излагая догматы христианской веры, учит о Пресвятой Деве: "так как родившийся от Нее есть истинный Бог, то и родившая Бога, истинно из Нее воплотившегося, есть истинная Богородица"11.
Церковь именует и почитает Пресвятую Деву Богородицею не потому, будто от Нее родилось вечное и неизменное Божество Спасителя, а потому, что Сын Божий родился от Нее по Своему человеческому естеству. Известно, что человеческое естество Господа и Бога нашего Иисуса Христа нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Его Божеством; оно соделалось собственным Божескому Лицу Его, так что все состояния, свойственные человеческому естеству, в том числе и рождение, становятся собственными Его Божественному Лицу. Следовательно, хотя Сын Божий заимствовал от Девы Марии не Божеское естество, а воспринятое Им в единство Своей Божественной Ипостаси естество человеческое, Пресвятая Дева есть собственно Богородица и называется этим именем в собственном смысле, без всякой несообразности с понятием о Божестве.
В чем же состоит внутренний смысл прославления и почитания Пресвятой Девы Марии как Богородицы?
Воплощение Сына Божия от Девы Марии явилось началом нашего спасения. Человек не мог быть исцелен от греховной язвы и избавлен от вечной смерти собственными своими силами: он мог быть спасен только Богом. Но это спасение не могло состояться и вне участия самого человека. Будучи сотворен свободным и свободно согрешив, человек и спасен мог быть только при своем собственном участии. Конечно, Бог мог спасти человека иначе, но при этом была бы нарушена свобода человека, то есть одна из черт образа Божия в его природе, что означало бы, что это творение Божие не выполнило Его предначертаний и что потребовалось некое исправление этого творения для того, чтобы человек мог достигнуть предназначенной ему цели обожения.
Бог по бесконечной Своей премудрости осуществил для восстановления человека такое средство, которое никакой сотворенный ум никогда не мог бы измыслить и которое поэтому называется Премудростию Божиею, тайною сокровенною (1 Кор. 2, 7), в тайне сокровенною от век и родов (Кол. 1, 26). По неизреченному Своему милосердию и любви Бог Слово, Второе Лицо Святой Троицы, благоволил воплотиться, то есть принять человеческую природу, и уже как Богочеловек, соединив в Своем Лице оба естества - Божеское и человеческое, Он мог, без нарушения свободы человека, спасти его, искупив грехи его уничижением и смертью на Кресте. И к этому делу спасения непосредственно причастие имеет единственное человеческое Существо - Дева Мария. Участие Ее в совершении нашего спасения столь велико, что после Господа Иисуса Христа только о Ней одной можно сказать с песнописцем: Сия преграждение вражды разрушивши, мир введе и царствие отверзе. Она послужила для дела нашего спасения ближайшим и особенным образом - как никто из людей, ни из Ангелов. Чрез Нее, говорит святой Иоанн Дамаскин, "Небесное соединено с земным, человеческое с Богом, Божественное с человеком"12.
Божия Матерь соделалась превыше всех святых людей и святых Ангелов. В Ней - предел обожения тварного существа, неизмеримо далекий от примеров благодатного освящения людей обычных.
Успение Божией Матери явилось поэтому лишь переходом в другую область бытия, без подчинения закону тления и обычной загробной участи, связанной с ожиданием всеобщего воскресения. "Подобно как слава Ее Сына и Бога, и Ее слава боголепная из гроба возсиявает, - говорит митрополит Филарет, - чудеса Ее Успения открывали, что душа Ее отходит прямо к Богу; праздный после погребения гроб Ее показал, что и в теле Ее смерть не имела себе никакой пищи, то есть ничего грехом зараженного и потому ничего тленного. Жизнь будущего века, которой мы еще только чаем, для Нее уже есть настоящая вечная жизнь, на высочайшей степени славы"13. Гроб не удержал пречистого тела Божией Матери, и Она, воскреснув, вознесена к Своему Сыну и Богу, участвуя в Его славе как первая и высшая из всех сотворенных. Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим.
Но пребывание у Престола Божия не устранило связи Ее с миром, который Она не оставила и по Своем Успении. И жизнь мира во всем его составе, и в особенности в пределах Церкви Христовой, проходит под покровом Владычицы Неба и земли. Матерь Господа стала Матерью и для меньшей Его братии - всех верующих, - которая в лице святого Апостола Иоанна была Ей поручена Господом со Креста. Чрез Нее человечество вступило и продолжает пребывать в теснейшем единении с Богом, чрез Нее началось и продолжается наше спасение. Поэтому в христианской Церкви нет ни одного богослужения, в котором бы не славословилось имя Пресвятой Девы Марии. Вот почему, говоря словами нашего отечественного подвижника, "мы приносим Отцу Небесному благодарность, принося Бескровную Жертву, и говорим: Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней Славней Владычице нашей Богородице... то есть приносим Ему словесную службу, славу, благодарение"14.
Это общецерковное благодарение Богу отражает существо учения Церкви о Богородице в Ее отношении к миру - именно, что Она, как Матерь Христа Спасителя, участвует в нашем спасении как Матерь христиан. Она Заступница и Молитвенница за них пред Престолом Божиим. Уверенность христиан в помощи и заступлении Пресвятой Богородицы усиливается при мысли о Ней как от человек прозябшей. "Она сродна всем нам по естеству и ведает всю немощь и все нужды естества нашего по собственному опыту, - говорит святой Иоанн Дамаскин. - Она милостива и милосердна, человеколюбива и сострадательна паче всех, - не только человеков, но и Ангелов. Никто не испытал в земной жизни своей столько скорбей и болезней, сколько испытала их Та, Которой Самой душу пройдет оружие (Лк. 2, 35); и никому не дано в таком обилии благодати вспомоществовать земным странникам и пришельцам в их нуждах и обстояниях, как Ей, Матери Всемогущего. Никто не возвышался до такой любви к Богу, как Матерь Самой Ипостасной Любви Божественной; и никто из святых не являет такой всесовершенной любви к земным собратиям своим, как Она, Матерь наша по благодати усыновления" (слово на Рождество Пресвятой Богородицы). Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: молите Бога о нас; к одной Божией Матери она обращает прошение: спаси нас15.
Опыт всей Церкви и каждого внимательного в духовной жизни человека свидетельствует о силе заступления о нас Пресвятой Богородицы. Верование в это предстательство и помощь Ее Православная Церковь выразила в почитании таких Ее икон, как "Всех скорбящих Радость", "Скоропослушница", "Избавительница", "Взыскание погибших", "Споручница грешных", "Нерушимая Стена", "Нечаянная Радость", и других. По иконографическому свидетельству Церкви Божия Матерь и на Страшном Суде молит Вседержителя за человеческий род и предстательствует за грешников. Все чудотворные иконы суть не что иное, как священные памятники Ее благодатных посещений и Ее благотворных чудес в различных местах христианского мира. И все множество их свидетельствует о постоянном пребывании Пресвятой Богородицы среди спасающихся, так же как указывает на это множество Ее личных благодатных явлений... История Православной Церкви богата такими благодатными явлениями Божией Матери. Человеческих сил недостанет, чтобы изложить все чудеса, совершенные Ею, потому что нет такого места в христианском мире, где не было бы спасительных действий Ее.
"Ни пространство мест, ни продолжение и превратности времен не ослабляют сияния славы Ее, - говорит митрополит Филарет. - Сколь наши времена не удалены от лицезрительного с Нею общения, сие не препятствует вере созерцать Ее и молитве приближаться к Ней, между прочим при посредстве Ее священных изображений, и Она Сама чрез тайносообщительные образы и знамения исходит в сретение вере и молитве и простирает усвоенную Ей благодать и благотворную силу на все исполнение Церкви, которая в соответствие тому всеродно ублажает Ее - сколько по долгу благоговения к Матери Господней, столько же по чувству веры, упования и благодарности"16.
Особенно глубоко и неизменно православное почитание Божией Матери в нашей стране. Русское православное сознание всегда проникнуто верой в Ее постоянное покровительство и заступничество. И эта вера выражает многовековый опыт русского народа, неоднократно познававшего благодатную помощь Пресвятой Богородицы в общенародной и личной жизни. Она была защитницей во всех скорбных обстояниях его бытия - в виде вражеского нашествия, стихийных бедствий. Нигде в православном мире не явлено столько чудес и чудотворных икон Божией Матери, как в нашей стране.
Ее благодатное покровительство и близость к земному, человеческому получили ясное выражение в событии, давшем начало празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Явление Покрова - откровение славы и благости Пресвятой Девы как Матери Вечного Первосвященника, Которая молитвенно простирает над миром омофор - символ спасительного служения Своего Сына.
Поэтому праздник Покрова Пресвятой Богородицы является не только днем воспоминания происшедшего когда-то соответствующего события, но и праздником общего прославления величия Божией Матери, Царицы небеси и земли, прославления Ее как чудного украшения всем верным, как всему миру предивный Покров и Заступницы усердной рода христианского. В этом празднике соединились все стороны почитания Божией Матери, что особенно ясно выражено в кондаке праздника, где говорится и о поклонении, воздаваемом Ей как от людей, так и от Ангелов, и о дерзновенном предстательстве Ее о нас пред Господом: Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу; ангели со архиереи поклоняются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица превечного Бога.В. САРЫЧЕВ,
доцент Московской Духовной академии
ПРИМЕЧАНИЯ
* Речь на годичном акте Московской Духовной академии 1/14 октября 1955 года. Печатается по: Журнал Московской Патриархии. М., 1955. № 12. С. 48-55.
1 Слова и речи митрополита Филарета. Ч. 1. С. 189.
2 Там же. С. 157.
3 Точное изложение православной веры. Книга IV. Глава 14.
4 Слова и речи митрополита Филарета. 2-е изд. Ч. 1. С. 179.
5 Епископ Игнатий Брянчанинов. Сочинения. 3-е изд. Т. IV. С. 426.
6 "Слава Богоматери" (по проповедям митрополита Филарета Московского). С. 34.
7 Епископ Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. IV. С. 394.
8 "Слава Богоматери" (по проповедям митрополита Филарета Московского). С. 104.
9 "Слова и речи митрополита Филарета". 2-е изд. Ч. 1. С. 144.
10 Епископ Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. IV. С. 403-404.
11 "Точное изложение православной веры". Книга III. Глава 12.
12 "Избранные слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы". С. 36.
13 "Слава Богоматери" (по проповедям митрополита Филарета Московского). С. 89-90.
14 Протоиерей Иоанн Сергиев. "Моя жизнь во Христе". 5-е изд. С. 385.
15 Епископ Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. IV. С. 428.
16 "Слава Богоматери" (по проповедям митрополита Филарета Московского). С. 75.