ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
12-2003

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Вечная память

Монахиня Магдалина
(в миру - Вера Александровна Рещикова)

05. 05. 1902 - 11. 09. 2002

       В первый день Пасхи 2002 года многочисленные родственники и друзья Веры Александровны поздравляли ее со столетним юбилеем. Она стала свидетельницей многих событий трагической истории России ХХ века. Юность ее прошла в Москве, где она окончила женскую Фишеровскую гимназию; там преподавались латынь и греческий и даже иногда в домовой церкви совершалось греческое богослужение.
       Росла Вера Александровна в доме на углу Плотникова переулка и Сивцева вражка, в Николо-Плотниковском приходе, где настоятельствовал протоиерей Иосиф Фудель († 1918). Б. Л. Пастернак описал в "Докторе Живаго" родной дом Веры Александровны как "дом Громеко". При написании романа В. А. помогала поэту своим знанием богослужения. У родителей В. А. бывали многие видные люди. Один из вечеров в их доме описал протоиерей Сергий Булгаков1.
       Революцию В. А. встретила как катастрофу. Будучи в те годы почитательницей К. Н. Леонтьева, она "поняла, что из жизни ушла красота". Но именно в эти кровавые и голодные годы духовная жизнь становится более глубокой. В. А. подолгу живет в Оптиной пустыни, окормляется у преподобного Анатолия, знакомится с преподобным Нектарием, в Москве бывает на Маросейке у святого праведного Алексия Мечева.
       Летом 1922 года после обыска, продолжавшегося целую ночь, семья В. А. узнала, что приговорена к высылке из Советской России. Отец В. А., Александр Иванович Угримов (1874- 1974), был выдающимся агрономом. Его образцовое имение стало после экспроприации одним из первых "совхозов". Еще до революции он стал председателем Российского общества сельских хозяйств и как таковой вошел в 1921 году в "Помгол". Именно поэтому вся семья А. И. Угримова, который не был ни политиком, ни философом, попала в число пассажиров первого "философского парохода".
       Расставание с родиной было тяжким, хотя не верилось, что это надолго2. Утешая В. А., отец Алексий Мечев сказал ей: "Езжай, но смотри на Москву". В. А. исполнила это буквально, во время церковных разделений оставаясь в пастве Московской Патриархии.
       До 1930 года В. А. жила в Берлине, затем во Франции. Она была участницей I съезда Русского студенческого христианского движения в Пшерове. Там ей запомнилась исповедь у митрополита Антония (Храповицкого), которого она называла "настоящим князем Церкви". В приходе Трехсвятительского подворья в Париже В. А. обрела нескольких друзей: иконописца Леонида Александровича Успенского и его жену Лидию Александровну, молодого врача Андрея Блума - будущего митрополита Сурожского Антония, семью богослова Владимира Николаевича Лосского. В. А. регулярно слушала лекции Лосского.
       Во время войны ее брат Александр Александрович и сама В. А. участвовали во французском Сопротивлении. На волне охватившего значительную часть эмиграции патриотического подъема они взяли советские паспорта, и затем вся семья - родители, В. А. с дочерьми Ниной и Ириной, брат с семьей вернулись в Россию. Брат с женой сразу оказались в заключении. В. А. была поселена в Калужской области, где в сельской школе преподавала французский язык. Но она никогда не жалела, что вернулась на родину. Получив возможность переехать в Москву, В. А. стала прихожанкой Николо-Кузнецкой церкви, где настоятелем был протоиерей Всеволод Шпиллер. В. А. занялась переводом трудов В. Н. Лосского, который писал в основном по-французски. Ее переводы издавались в "Журнале Московской Патриархии" и в "Богословских трудах" (8-й сборник весь посвящен Лосскому, а также статьи в сборниках 14, 18, 24, 25), а в последующее время - отдельными изданиями3. В 1982 году митрополит Сурожский Антоний совершил в Москве тайный постриг Веры Александровны.
       Монахиню Магдалину отличало духовное благородство и неприятие всех видов самопревозношения; внутреннее благочестие и непримиримость ко всякому ханжеству и фарисейству; глубокая церковность и равнодушие к тому, что она называла "фольклором", то есть к обычаям, которые некоторые возводят в ранг догмата; высокая старая культура, хорошее знание не только богословия, но и философии, литературы, музыки и отсутствие столь свойственного и минувшему и нашему времени культуропоклонства; глубочайшая любовь к России и русскому народу и свобода от культа народа и от ксенофобии. Общаясь с нею как с дорогим и близким человеком, трудно было забыть, что она из другой эпохи. У нее было чему учиться.
       Погребена монахиня Магдалина на кладбище подмосковной деревни Дубцы, где она жила в последние годы.

ПРИМЕЧАНИЯ

       1 Булгаков Сергий, протоиерей. Автобиографические заметки. Париж, 1991. С. 89-90.
       2 Рещикова В. А. Высылка из РСФСР // Минувшее. 11. Исторический альманах. М.- СПб., 1992.
       3 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. Лосский В. Н. По образу и подобию. М., 1995. Лосский В. Н. Боговидение. М., 1995. Лосский В. Н. Спор о Софии. Статьи разных лет. М., 1996. Лосский В. Н. Богословие и боговидение. М., 2000.

Протоиерей
Валентин АСМУС

В. А. Рещикова с митрополитом Сурожским Антонием