ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
09-2004

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Вечная память

Архимандрит Нифонт (Глазов)

       В ночь с 28 на 29 июня 2004 года отошел ко Господу старейший клирик Красноярской епархии архимандрит Нифонт (Глазов).
       Архимандрит Нифонт (в миру - Николай Дмитриевич Глазов) родился 19 декабря 1919 года в селе Шумиха Кемеровской области, в верующей крестьянской семье. Как вспоминали знавшие его в раннем детстве, мальчиком он, еще не начав ходить в школу, уже много времени проводил в храме Божием. Окончив среднюю школу в Кемерове, стал преподавать там географию. В 1939 году был призван в армию и служил артиллеристом в Забайкалье. Вернуться домой после демобилизации ему помешала начавшаяся Великая Отечественная война.
       Участвуя в сражениях, он не раз проявлял мужество и героизм, за что был удостоен многих орденов и медалей, с боями дошел до Будапешта, где был в марте 1945 года тяжело ранен. Офицеру Глазову перебило коленные суставы, удаленные затем военными хирургами, и на всю жизнь он остался инвалидом. Однако, будучи человеком глубоко верующим, он достойно переносил свои физические недуги - никто никогда не слышал от него жалоб, до последних дней жизни он сохранял бодрость духа.
       После девяти месяцев лечения в военном госпитале в городе Боржоми будущий пастырь вернулся на родину, в Кемерово, где стал руководить церковным хором, а с 1947 года нес послушание в Киево-Печерской лавре - вначале был делопроизводителем, а после монашеского пострига с именем Нифонт, в честь святителя Нифонта Печерского и Новгородского, состоявшегося 13 апреля 1949 года, в течение двенадцати лет - регента хора. Там же, в лавре, вскоре после пострига, монах Нифонт был рукоположен во иеродиакона, а затем и во иеромонаха.
       Начало новой волны гонений на Церковь изменило жизнь отца Нифонта. Понимая, что церковное пение в Киево-Печерской лавре составляет украшение всех богослужений, гонители еще до закрытия лавры стали добиваться изгнания из нее певчих и регентов. В 1957 году пришел горестный черед и отца Нифонта - он был вынужден расстаться со своей обителью. Иеромонах Нифонт поступил в Саратовскую Духовную семинарию, после блестящего окончания которой в 1961 году стал студентом Московской Духовной академии. Академию он окончил в 1965-м, со степенью кандидата богословия, и Учебным комитетом был направлен в Новосибирскую епархию, в которую тогда входило и Красноярское благочиние.
       Указом архиепископа Павла (Голышева, † 1979) отцу Нифонту определено было служение в Свято-Троицком кладбищенском храме Красноярска (практически единственном тогда действовавшем, на протяжении долгого времени не закрытом и не оскверненном храме города). Со Свято-Троицким храмом и с Красноярском для иеромонаха Нифонта связаны несколько десятилетий его благочестивого и подвижнического служения Церкви.
       Здесь он был возведен в сан игумена и позднее архимандрита, здесь нес почетное и весьма нелегкое послушание благочинного церквей Красноярского округа. Господь привел архимандрита Нифонта на путь церковного служения в самое нравственно тяжелое для Церкви время во всем послереволюционном советском периоде. Не решаясь более на прямые репрессии против служителей и их паствы, власти прилагали все усилия для нравственного и психологического разрушения самой сути духовного окормления Церковью русского народа.
       Всем служившим тогда иереям памятны, конечно, и закрытие храмов "по причине ветхости и отсутствия должного ухода", и непременное согласование проповедей со спецуполномоченными, и требования доносительства и соглядатайства. Насколько же тяжелее была нравственная ноша человека, чей сан и ответственность делали его особенно уязвимым для неприкрытого, сопровождавшегося всяческими "мерами воздействия" давления! И здесь-то и открылся Промысл Божий, приведший к служению красноярским благочинным именно отца Нифонта. Даже завзятые атеисты до сих пор вспоминают его с нескрываемым уважением - настолько высок был его авторитет, так хорошо были известны его неподкупность и твердость духа. Безусловно, многое порой решало славное военное прошлое отца архимандрита, высокие его награды, очевидные всем последствия тяжелого ранения. Но одного этого было бы мало, не прояви себя отец Нифонт еще и недюжинным дипломатом, прекрасным проповедником, умеющим пробудить совесть и заставить задуматься о душе и самого замшелого чиновника, от действий которого зависело решение вопросов, связанных со "служителями культа".
       Конечно же и храмы закрывались, и особо неугодные властям священники убирались, и непомерные налоги и ограничения оставались. И тем не менее сохранено было главное - духовная, нравственная преемственность церковной традиции, продолжались богослужения в немногочисленных храмах Красноярской земли, к служению в них приходили новые диаконы и священники, избравшие свою жизненную стезю благодаря таким батюшкам, как красноярский благочинный.
       Неукоснительному и ревностному следованию евангельским заповедям учил архимандрит Нифонт и свою паству. Несмотря на запреты и препоны, многие красноярцы тянулись в дом Божий. Ни одному из них не отказал отец Нифонт в совете, в утешении и помощи, и когда наступили времена духовной свободы, многие из вновь пришедших в храмы Красноярска прихожан называли своим первым духовным отцом и наставником именно отца Нифонта. Архимандрит Нифонт старался поддерживать всех - и верующих, и невоцерковленных людей, встреченных им на его долгом жизненном пути.
       Первое время после ухода на покой в конце восьмидесятых годов отец Нифонт руководил хором на клиросе Свято-Троицкого и Свято-Покровского кафедрального собора, часто приходил в храм и молился за богослужением. Но, к сожалению, годы и старые раны брали свое. Наступали и болезни: сахарный диабет и гепатит. Три последних года жизни архимандрит Нифонт провел почти в полном затворе. За ним был постоянный уход, он был окружен заботами своих духовных чад. Многочисленные молитвы возносились за него как красноярцами, так и духовными чадами, которые жили в разных уголках России. Но и последние в жизни испытания батюшка переносил со свойственной ему духовной стойкостью, много молился, пребывал почти до последнего часа в сознании и незадолго до кончины причастился Святых Христовых Таин.
       С момента праведной кончины архимандрита Нифонта (Глазова) по благословению пребывавшего в тот момент вне пределов страны архиепископа Красноярского и Енисейского Антония в храмах и приходах епархии совершались заупокойные поминовения. Священнослужителями епархии поочередно читалось Святое Евангелие, совершались заупокойные литии и панихиды.
       В самый день погребения отца Нифонта, 30 июня, в Свято-Троицком соборе Красноярска были совершены Божественная литургия и отпевание по монашескому чину, возглавленные архиепископом Уральским и Гурьевским Антонием, духовным наставником которого отец Нифонт был в начале его иерейского служения. Владыке сослужили благочинные округов Красноярской епархии, настоятели и священство храмов Красноярска. Погребен архимандрит Нифонт в соборной ограде, близ алтарной апсиды храма, в котором прошли последние десятилетия его подвижнического служения.
       Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего в селениях праведных.

Пресс-служба Красноярской епархии;
фото О. Дерменжи и из архива епархии