ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
06-2008

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Пошехонский Свято-Успенский Адрианов мужской монастырь

       Пошехонский Свято-Успенский Адрианов монастырь расположен в деревне Адрианова Слобода, в шести километрах от города Пошехонье в Ярославской области. Обитель была основана в 1540 году учеником преподобного Корнилия Комельского преподобномучеником Адрианом. Память этого святого угодника Божия, прославившего Пошехонский край своими духовными подвигами, празднуется 18 марта, в день его мученической гибели, 2 декабря, в день обретения мощей, и 5 июня, в день празднования в честь Собора Ростово-Ярославских святых.

       По преданию, преподобный Адриан родился в начале XV столетия в Ростове Великом, от благочестивых родителей Григория и Ирины. Отрок всей душой стремился к Церкви Христовой. Он не раз слышал о высокой подвижнической жизни преподобного Корнилия Комельского, который в юном возрасте принял монашеский постриг в обители преподобного Кирилла Белоезерского, ученика Преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Корнилий основал в Комельском лесу монастырь со строжайшим даже для того времени иноческим уставом. К этому подвижнику высокой духовной жизни и отправился молодой Адриан.

Пошехонский Адрианов монастырь
Гравюра 1891 года

Титул клировой ведомости из отчета монастыря
в Духовную консисторию. 1911 год

       В летописи Корнилиева монастыря говорится о том, что в обители было много мастеров, строителей и иконописцев. Именно здесь преподобный Адриан научился иконописи. Известно также, что он был рукоположен во иеродиакона.
       Преподобный Корнилий Комельский воспитал много мужей высокой духовной жизни, некоторые из которых сами впоследствии стали основателями святых обителей. Таковы преподобные Кассиан и Лаврентий, игумены Комельские, преподобные Иродион Илоезерский, Симон Сойгинский, Геннадий Любимский, Филипп Ирапский, Зосима Ворбозомский. Он завещал преподобному Лаврентию, ставшему позднее игуменом монастыря, отпускать тех учеников, которые сами захотят основать святую обитель.
       Через три года после смерти преподобного Корнилия иеродиакон Адриан возжелал уйти из Корнилиева монастыря в пустынное место и основать там обитель во имя Пресвятой Богородицы. Однако он не знал, как осуществить свой замысел. Но Господь помог преподобному исполнить его. Однажды в монастырь пришел никому не ведомый черноризец благолепного вида по имени Безтуж. Встретив старца в храме, преподобный Адриан пригласил его к себе в келлию и попросил сказать что-то на пользу душевную. Старец ответил, что может указать преподобному пустыню, где он сможет создать храм и монастырь во имя Божией Матери.
       Преподобный Адриан немедленно отправился к игумену Лаврентию и испросил его благословения на уход из обители. Игумен Лаврентий благословил преподобного Адриана с пожилым послушником Леонидом, которого тот взял с собой на сугубое подвижничество. Прощаясь с братией, преподобный Адриан приложился ко гробу своего наставника, преподобного Корнилия, и вместе с послушником Леонидом и черноризцем Безтужем отправился в Пошехонские пределы. Преподобный Адриан нес с собой написанную им икону Успения Божией Матери.
       Под праздник Воздвижения Креста Господня, 13 сентября 1540 года, в дремучем лесу, в пяти верстах от теперешнего города Пошехонья, старец Безтуж стал невидим для своих спутников, пораженных благоговейным изумлением, а лес огласился таинственным звоном невидимых колоколов. Тогда иноки поместили святую икону на высоком дубе на берегу речки, а сами пошли искать место, подходящее для отшельнической жизни. В то время к берегу причалили рыбаки и удивились, увидев святую икону. Один из них хотел ее снять, но был отброшен чудесной силой. Придя в себя, он сказал, что видел старца, запретившего ему трогать святую икону. Тогда рыбаки решили удалиться с того места, но оставили под деревом хлеб и пойманную рыбу. А подвижники, вернувшись, возблагодарили Бога и его Пречистую Матерь за попечение о них. Они поняли, что это и есть указанное им место.
       Три года прожили преподобный Адриан и преподобный Леонид в лесу, вознося Господу горячие молитвы, терпя нужду и поношения от злых людей, а затем приступили к осуществлению заветного намерения. Прежде всего они отправились в Москву, к митрополиту Московскому Макарию, испросить благословения на основание в Пошехонской стороне, на реке Ветхе, обители и храма в честь Успения Божией Матери.
       Святитель Макарий благословил подвижников устроить монастырь в пяти верстах от города Пошехонья и вручил им храмозданную грамоту, а иеродиакона Адриана рукоположил во иеромонаха и возвел в сан игумена. В Москве пошехонские пустынники нашли щедрых благотворителей, которые, видя их дерзновение, подали обильные пожертвования на возведение храма. Вернувшись в свою пустынь 31 мая 1543 года, игумен Адриан заложил деревянную церковь с трапезой в честь Успения Пресвятой Богородицы. Украсив и освятив новую церковь, преподобный Адриан приступил к устройству обители и начал созывать в нее боголюбивых людей.
       Став игуменом, преподобный Адриан продолжал вести подвижническую жизнь и был во всем примером для братии. Он ввел строгий общежительный устав. Женщины совершенно не имели доступа в монастырь, поэтому его называли еще Северным Афоном. Помимо всех трудов игумен Адриан занимался и написанием икон, а когда желал предаться уединенной молитве, удалялся в чащу леса. За оградой монастыря, недалеко от реки Ветхи, преподобный Адриан своими руками ископал клодец, вода из которого приносила людям исцеление от болезней.
       Через шесть лет после основания обители мирно почил о Господе старец Леонид († 1549), преподобный Адриан с братией погребли его. Братия к тому времени умножилась. В обители были построены три келлии для жительства и четвертая для приготовления пищи и печения хлеба. Святой Адриан начал раздумывать над возведением большого каменного храма и собрал для этого значительную сумму денег. Но в 1550 году, Великим постом, в ночь с 5 на 6 марта, в монастырь ворвались разбойники, которые схватили преподобного Адриана, после истязаний убили его, а затем приступили к грабежу.
       Разбойники захватили с собой тело замученного ими игумена Адриана и, отвезя его за тридцать верст от обители, бросили в бочаг речки Ушломы. Злодеи намеревались на другой день сжечь тело преподобного на костре, но, придя на то место рано утром, они не нашли его. Благочестивый крестьянин, ставший потом священником, Исидор, с помощью соседей отвез тело мученика к ветхой церкви во имя пророка Илии и похоронил под полом храма, а рядом для приметы посадил рябину. Впоследствии храм окончательно разрушился, а у той рябины стали совершаться чудеса и исцеления. Затем на этом месте был выстроен Рябинин монастырь, приписанный к Адрианову.
       После описанных событий прошло семьдесят лет. Адрианова пустынь продолжала существовать, однако не имела уже того благоустройства, какое было при ее основателе. За это время сменилось несколько настоятелей, о деятельности которых сохранилось очень мало сведений. Они известны, по большей части, лишь по именам, занесенным в монастырский синодик. Братия монастыря не переставали разыскивать тело преподобного Адриана, расспрашивая в окрестных селениях, где оно захоронено.
       Наконец в 1626 году, при игумене Порфирии, сын Исидора, чувствуя приближение смертного часа, объявил на исповеди своему духовнику, что его отец, умирая, рассказал ему тайну погребения убиенного игумена Адриана. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Филарета 19 ноября 1626 года мощи преподобного Адриана были обретены и 17 декабря перенесены в основанный им монастырь. Их положили в гробницу и поставили в соборной Успенской церкви против правого клироса. При обретении и перенесении мощей преподобномученика Адриана совершилось много чудесных исцелений от различных недугов и болезней.
       В начале XVII века в монастыре была возведена каменная двухэтажная пятиглавая теплая трапезная церковь в честь Богоявления Господня, однако время ее постройки достоверно не известно: в клировых ведомостях отчета за 1905 год указан 1615-й год. В ней был придел Рождества Пресвятой Богородицы.
       В 1699 году все деревянные монастырские строения сгорели при пожаре. В 1700 году митрополит Ростовский и Ярославский Иоасаф (Лазаревич, † 1701) благословил возвести над святыми вратами деревянную церковь во имя святых Адриана и Наталии с приделом во имя преподобного Михаила Малеина.
       В 1704 году по благословению святителя Димитрия Ростовского под руководством игумена Вассиана в обители была построена церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1710 году началось строительство каменного Успенского собора, который был освящен в 1718 году. Через год в Успенском соборе был освящен придел преподобномученика Адриана, куда были перенесены его честные мощи, находившиеся ранее в Богоявленском храме. У юго-западного угла собора была возведена колокольня.
       В конце XVIII века территория обители была обнесена каменной оградой с четырьмя башнями. По северной стене ограды, на месте погребов, в 1893 году был построен небольшой деревянный келейный корпус на каменном фундаменте.
       В 1700 году обители принадлежало 369 дворов, а также приписная Троицкая (Ильинская) Рябинина пустынь, возникшая в начале XVII века на берегу реки Ухры, на месте первоначального захоронения преподобномученика Адриана Пошехонского. По описи 1744 года, число монастырских крестьян составляло 1486 человек. После введения штатов в 1764 году монастырь был отнесен к третьему классу с игуменским управлением.
       В третьеклассном монастыре было положено содержание игумену, казначею, четырем иеромонахам, двум иеродиаконам и четырем послушникам. Оплачивалось содержание девяти служителям (прислуга). Но сохранившиеся в Ярославском архиве ведомости о монашествующих XIX – начала XX веков дают несколько другую картину. В иные годы число послушников сверх штата (или на испытании) едва ли не превышало число штатных насельников.
       Сверхштатными насельниками были в основном молодые люди из духовного звания, по тем или иным причинам оставившие Духовные учебные заведения, чаще всего – Пошехонское Духовное училище. Некоторые переходили в штат обители, принимали постриг и даже рукополагались. Другие возвращались в мир приискивать место по духовному ведомству. Известно, что на заре своего становления, в 1810–1814 годах, Пошехонское Духовное училище располагалось в самом Адриановом монастыре. В монастыре же помещалось и Пошехонское Духовное правление (по крайней мере, по документам, с 1800 по 1854 год).
       В 1820 году в братию монастыря поступил послушник Андрей, в монашестве Адриан, названный впоследствии Адрианом Югским, ставший почитаемым старцем и прославивший Адрианов монастырь. В 1840-е годы отец Адриан духовно окормлял множество приходивших к нему паломников разного звания. Тщанием его была устроена гостиница для богомольцев и возобновлен целебный колодезь преподобного Адриана. Оставив хозяйственные попечения и погрузившись целиком в молитву, он глубоко проникал в духовные нужды народа. Во избежание всякой славы он принял на себя подвиг юродства. Прожив тридцать лет в обители, отец Адриан вынужден был удалиться в Югскую пустынь близ Рыбинска, поскольку новый настоятель, не понимая смысла подвижничества старца и поддаваясь наветам завистников, стал чинить препятствия его встречам с духовными чадами.
       По благословению отца Адриана Югского окормляемое им сестричество впоследствии стало основой Рыбинского Софийского монастыря. Одна из подвижниц, духовная дочь отца Адриана монахиня Сергия, стала основательницей Леушинского монастыря (ныне затопленного) недалеко от Рыбинска, бывшего любимым детищем святого праведного Иоанна Кронштадтского. Последовательницы отца Адриана основали женский монастырь в Бежецке.
       В 1888 году при монастыре была устроена церковноприходская школа, в которой в разные годы обучалось до 70 мальчиков и девочек. При монастыре имелся странноприимный дом, в котором находили приют и пропитание богомольцы и странники. Ежегодно совершались крестные ходы из обители в Пошехонье, главным образом связанные с перенесением чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы (самые значительные – с 21–24 июня по 1 августа и с 14 сентября по 1 октября).
       В 1918 году монастырь был закрыт, в 1920–1930-х годах были разрушены Успенский собор и почти полностью Богоявленский храм. Иноков и послушников, избив, изгнали. Святые мощи были вынуты из раки и затоптаны. Вериги и игуменский посох преподобномученика Адриана богоборцы унесли с собой, захватив также древние иконы, среди которых были написанные и самим преподобным.

Богоявленский собор
Фото 1940 года

Адрианов монастырь
Фото 1910 года

Развалины Успенского собора
Конец 1940-х годов

       На монастырском кладбище был разбит огород. Из всех монастырских строений сохранились колокольня 1809 года с пристроенными к ней двумя корпусами, братский корпус с сенями и притвором Богоявленского храма, а также три каменных здания и хозяйственное помещение. В 1960-х годах разобрали ограду и башни. К сожалению, в конце 1980-х годов каменные келлии стали частной собственностью, пришлось потратить очень много сил на возвращение их монастырю. Однако северный братский корпус все еще обители не принадлежит.
       В 2000 году Адрианову обитель вернули Русской Православной Церкви. Печальную картину представлял собой монастырь в то время. Половина построек оказались утраченными. В разрушенные здания был свален мусор, стены были пробиты, полы и потолки прогнили, а все монастырское имущество разграблено.
       В таком положении увидели обитель игумения Дамиана (Латышева) и первые насельницы монастыря. С великой скорбью о поруганной святыне они приступили к ее восстановлению. Вначале не было ни света, ни отопления, ни инструментов. Начали с того, что стали очищать здания от мусора. Богослужение совершалось в сенях Богоявленского храма. Сестры обители побелили колокольню, отстроили летнюю кухню и зимнюю трапезную, выложили дорожку для крестного хода, устроили небольшие теплички. Святая обитель начала восставать из небытия. Сюда стали приезжать паломники из Ярославля, Москвы, Череповца, Вологды, Сергиева Посада, а также дети из воскресных школ Пошехонья и Рыбинска.
       Осенью 2006 года решением Священного Синода Адрианов монастырь был преобразован в мужской, а исполняющим обязанности наместника назначен иеромонах Феодор (Казанов). В марте 2007 года наместником монастыря назначили иеромонаха Димитрия (Бурова).

Благоустроенный источник,
освященный в честь преподобного Адриана

Колодец преподобного Адриана
за северной оградой монастыря

       Как живет обитель сегодня? В ежедневных трудах и заботах. Один из насельников, инок Иона, рассказывает о жизни братии: «Богослужение мы совершаем ежедневно, каждый из насельников обязательно участвует в нем в качестве чтеца, пономаря или певчего. Наш день начинается в семь часов утра с братского молебна преподобномученику Адриану, затем прочитываются утренние молитвы и полунощница с Акафистом Иисусу Сладчайшему. Днем мы выполняем хозяйственные послушания в храме, трапезной, коровнике. Вечером вся братия собирается в храм на вечернее монашеское правило».

Восстановление северного крыла колокольни

       Недавно в монастыре произошло знаменательное событие – первый за долгие годы монашеский постриг, хотя внешне все выглядело вполне скромно, и даже трапеза в тот день получилась весьма будничной. В четверг пятой седмицы Великого поста трое послушников Адрианова Пошехонского монастыря приняли из рук архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла клобук, рясу и четки. Почти не было в храме прихожан (их и всегда-то немного), – лишь сотрудники Епархиального управления в священном сане да насельники обители. И все же волнение чувствовалось, и не только у новопостриженных. На плечи наместника монастыря иеромонаха Димитрия легло теперь особое попечение, – о котором специально напомнил Владыка Кирилл, – быть духовным наставником и нести все неизбежные на пути монашеского делания скорби не только самому, но и за новых иноков.
       При постриге инокам даны были имена их новых Небесных покровителей и молитвенных заступников, – преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских, а также преподобного Иоанна Лествичника. На Светлой седмице пасхальную радость насельников Адрианова монастыря разделили прибывшие с поздравлениями братия Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря во главе с игуменом Серафимом (Симоновым). Дорогим подарком Пошехонской обители стала привезенная ими икона святителя Димитрия Ростовского с частицей его мощей.

Братия Адрианова монастыря во главе с наместником обители
иеромонахом Димитрием (Буровым)

       В тридцати километрах от монастыря, в двух километрах от деревни Холмы, издавна бил источник, который называли «Иней». Вода в нем считалась целебной. В конце прошлого года он был освящен в честь преподобномученика Адриана и благоустроен: сооружены купель и навес, установлен крест.
       Начинается лето, и в обитель приезжают первые паломники. В нынешнем году на пасхальной службе здесь были жители Пошехонья, Мышкина, ближайших деревень, специально приезжали трое молодых богомольцев из Москвы. В субботу Светлой седмицы прибыл целый автобус помощников из Рыбинска. Около тридцати прихожан Преображенского собора, Георгиевского, Иверского и Сретенского храмов Рыбинска и Покровского храма в селе Покрове приняли омовение в купели Адриановского источника. А прежде вместе с насельниками монастыря они посадили целую рощу деревьев хвойных пород на пустыре со стороны дороги.
       Братии приходится заботиться о заготовке дров, обихаживать коров с телятами, в самом разгаре хлопоты с огородом: посадка овощей, картошки, потом прополка и полив – и так до сенокоса. Помощь здесь очень нужна. Рыбинские паломники обещали приехать снова – так им понравилось это чистое и тихое место. Спасибо им и за помощь продуктами из домашних кладовок.
       Много работы и по благоустройству территории, которую нужно очищать от накопленного за долгие десятилетия хлама.


Восстанавливаемый братский корпус

Восстановленное северное крыльцо
настоятельского корпуса

Торец Богоявленского храма

       Сегодня в монастыре семь человек: наместник, трое иноков, два послушника и трудник. По мнению отца Димитрия, наилучшим было бы иметь 25 человек братии. Но он не спешит пополнять число насельников случайными людьми. А паломникам здесь всегда рады и им обязательно уделяют внимание. Все живущие в обители знают ее богатую историю и готовы рассказать о ней каждому интересующемуся. При монастыре имеется помещение для паломников. По дороге Череповец – Пошехонье – Данилов ходят автобусы на Ярославль, Пошехонье рядом – в шести километрах.

Отец наместник в храме


Иеромонах Димитрий и В. А. Лопатин
возле настоятельского корпуса

За богослужением

       В обители с нетерпением ждут бригаду строителей. В прошлом году ими был оштукатурен весь колокольный комплекс, сделана новая крыша и все строительные работы внутри северного крыла. На очереди – сама колокольня с новым куполом, необходимо восстановить и алтарную часть Богоявленского храма. Богослужение до сих пор совершается в его притворе, который не может вместить большого числа молящихся. Братский (игуменский) корпус также нуждается в капитальном ремонте. Спасибо благотворителям, помогающим монастырю специалистами-строителями и материалами!


Речка Ветха

       Надеемся на помощь в восстановлении монастыря ярославских и пошехонских уроженцев, оставивших родные пределы и трудящихся в промышленных и деловых центрах России. Надеемся, что не забыли они еще места, связанные с жизнью многих поколений их предков. Всегда рады людям, желающим потрудиться во славу Божию вдали от городского шума и суеты.



Паломники – благоустроители источника
преподобного Адриана,
находящегося в 30 километрах от обители



       Свято-Успенский Адрианов мужской монастырь – единственный сохранившийся на территории Пошехонского района Ярославской области монастырский комплекс, включающий в себя ряд ценных памятников архитектуры XVIII–XIX веков. Восстанавливая древнюю обитель, братия стремятся сохранить ее исторический облик. Они сильны верой и желанием возродить былое величие древнего монастыря, ведь возрождение древней Адриановой обители – их вклад в Торжество Православия на всей Русской земле.

Наместник отец Димитрий с хранителем источника
преподобного Адриана А. В. Андреевым

       Посетить Свято-Успенский Адрианов мужской монастырь или внести посильную лепту на его восстановление можно по адресу: 152850, Ярославская область, Пошехонский район, деревня Адрианова слобода, монастырь.
       Тел.: (48546) 2–19–02.
       Проезд из Москвы: с Ярославского вокзала до Ярославля, далее с автовокзала автобусом, не доезжая шести километров до города Пошехонье, или с Белорусского вокзала до Рыбинска, далее с автовокзала автобусом до Пошехонья, а из Пошехонья – автобусом до остановки «Адрианова слобода».

Д. Буров,
студент Московской Духовной семинарии

       Благодарим за помощь при подготовке статьи студента Киевской Духовной семинарии В. А Лопатина, О. Г. Корытко, Е. А. Смирнову, а также уроженцев Адриановой слободы А. П. Холманову и А. А. Киселева.