ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
06-2008

ПРОПОВЕДЬ

Проповедь в неделю 11-ю по Пятидесятнице

       Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
       Дорогие братья и сестры! Господь, Начало и Творец всего, по Своей неизреченной любви сотворил Небо и Землю, растения, птиц и животных, создал человека и дал ему все необходимое для блаженной жизни, служения Богу и прославления Его. Он cошел на землю и Своими Крестными страданиями искупил грехи падшего человека.
       По Своем Воскресении Господь Иисус Христос обещал вечное пребывание в раю всем, кто следует за Ним, соблюдая заповеди о любви к Богу и ближним. Живя в этом мире, человек пользуется дарами Божиими, а также опытом, накопленным всем человечеством, результатами трудов других людей, помощью и поддержкой ближних. Помня все это, мы должны понимать, насколько мы обязаны Богу и ближним.
       Но очень часто и в молодости, и в зрелом возрасте, и в старости человек начинает возмущаться и бунтовать. С этим мы сталкиваемся то и дело: в храм приходит много людей, которые не понимают, что своей жизнью и своим существованием они обязаны Богу. Они возмущаются, ищут какой-то справедливости, уважения к себе, стараются жить по своим принципам. На основе этого возмущения нередко возникают различные учения, партии, которые живут по своему уставу, по собственной «библии», по вымышленным, ложным законам. И это не ново, все это было с самого начала человечества. Еще Адам пытался выяснять какие-то отношения с Богом, оспаривал свои обязанности, пытался обвинить в чем-то Бога. Часто человек не осознает, что за малый труд ради Бога он получит благо вечное, о котором говорит апостол: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).
       Мы сегодня слышали евангельскую притчу о нашей человеческой неблагодарности. Был один заимодавец, который призвал своего раба, задолжавшего ему огромную сумму: в Евангелии называется сумма, которой в те времена не владели даже князья и цари. Однако господин простил этому рабу весь долг, а тот пошел, нашел своего товарища, который должен был ему совсем немного, стал требовать с него этот малый долг и посадил за неуплату в темницу, за что и был наказан господином. Евангелие напоминает нам, чтобы мы, будучи людьми грешными, не забывали о том, что наши долги перед Богом – это огромная, ничем не искупаемая сумма наших грехов, нашего непослушания, нашей лени. Мы же забываем об этом, пытаемся кого-то осудить, кого-то наставить на путь истинный, часто делая это по своей злобе, а не по любви.
       В одной из древних летописей есть рассказ о том, как к епископу привели женщину, которую взяли в прелюбодеянии. В то время в христианских общинах епископ исполнял роль судьи и должен был ее судить. Епископ попросил принести ему кусок холста, отдал его женщине и сказал: «У тебя будут трудные роды. Если ты умрешь, этот холст будет тебе саваном; если останешься в живых – он пригодится твоему младенцу». После этого он отпустил женщину. А так как он судил не один, а вместе с избранными людьми и многие ждали наказания для согрешившей женщины, то одна мнившая себя благочестивой девица закричала: «Этот епископ неправ! Он безумный!» Епископ ответил: «Я много лет провел в пустыне, чтобы быть “безумным” и отвергнуть мирскую справедливость». Своим решением он напомнил согрешившей женщине о смерти, о мимолетности жизни, надеясь, что она будет сокрушаться и плакать о своем грехе, будет просить у Бога покаяния в ожидании того, что Господь ей пошлет.
       Известны и другие случаи. В одном храме прислуживали две девицы, бывшие сестрами и выполнявшие различную работу по храму. Они много трудились, но постоянно кого-то осуждали. Практически всех, кто приходил в храм, они своими злыми языками осуждали, пытались чему-то научить, делая это не по любви, а по своей гордыне и злобе. В древности был обычай хоронить тех людей, которые служили при храме и посвятили этому всю свою жизнь, внутри храма. После кончины сестер их похоронили в храме. И когда совершалась Литургия, то все видели, как из их гробниц поднимались две тени и после слов священника «оглашенные, изыдите» удалялись из храма. Об этом происшествии доложили епископу. Епископ собрал всех тех, кого осуждали эти покойные девицы, совершил службу, после которой вместе с народом вознес молитвы о прощении этих двух безумных девиц, считавших себя выше других и начавших уже здесь, на земле, боготворить себя, тем самым лишая себя христианского звания рабов Божиих, рабов Христовых. Лишь после этого всеобщего прощения тени из гробниц перестали появляться. Это означало, что Господь простил их и принял в Свои обители.
       Нам, дорогие братья и сестры, Церковь напоминает евангельской притчей о том, что своим существованием, своей жизнью мы обязаны Богу; что перед Ним мы всегда в долгу, всегда виновны. Что мы должны смирять в себе бунтарский дух, живущий в каждом из нас и проявляющийся в разное время и в разном возрасте, не забывая, что все наши болезни, наши трудности и все происходящее с нами в этой временной жизни – лишь вехи на пути либо к Богу и Царствию Небесному, либо прочь от Него. Не будем предаваться унынию и нерадению. Постараемся следовать учению святых отцов, говоривших, что должно держать свой ум во аде, сознавая свои немощи и грехи, но не отчаиваться, а надеяться на милость Божию. Станем больше следить за собой в повседневной жизни, тем более что мы не имеем церковного послушания наставлять других, постараемся исправляться и смиряться перед Богом, и готовить себя к вечности, ибо жизнь наша очень коротка. Аминь.

Игумен МАКСИМ (Рыжов),
настоятель храма
Живоначальной Троицы в Конькове