|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 01-2012 |
ПРАВА И ПРАВИЛА
Закон может иметь гибельные последствия для общества и семьи
Комментарий епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона, председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению
В работе над новым законом о здравоохранении Русская Православная Церковь приняла активное участие. Святейший Патриарх Кирилл направил государственной власти свои предложения по защите материнства, детства и по ограничению абортов, через рабочую группу депутатов Госдумы вносились поправки в проект закона, а руководители синодальных отделов обсуждали с представителями Минздравсоцразвития, в том числе и с министром Татьяной Голиковой, многие спорные вопросы. Однако Церкви не показали последнюю редакцию закона и не спрашивали, согласна она с ней или нет. Хотя позиция Церкви была ясна еще на стадии обсуждения законопроекта, мне хотелось бы пояснить ее еще раз.
Церковь предложила "неделю тишины" не потому, что согласна с абортами, а потому, что это должно помочь женщинам осознать, что они совершают грех. Есть статистика, которая показывает, что примерно десять процентов женщин отказываются от аборта после "недели тишины". Церковь не полицейская организация, которая что-то запрещает или разрешает на законодательном уровне. Она борется с грехом и не устает напоминать, что грех - это смерть, и то, что он губит человека. По церковным канонам женщина, совершившая аборт, отлучается от причастия на длительное время. При этом Церковь помогала, помогает и будет помогать женщинам решать проблемы, толкающие на аборт, если они готовы сохранить ребенку жизнь.
Мне кажется, что суррогатное материнство приведет к дальнейшему разрушению семьи, которая нуждается сейчас в поддержке и заботе. Будет всё больше детей, которые не будут знать своего отца. Ведь право иметь ребенка с использованием этих технологий получают и одинокие женщины. У нас и так много мальчиков, у которых нет отца, а мальчику, чтобы стать настоящим мужчиной, он необходим.
Закон также дает право иметь ребенка мужчине и женщине, не состоящим в браке. Но, согласитесь, забота отца о своем ребенке в семье - это одно, а забота мужчины о ребенке, которого воспитывает сожительница, - это другое. Закон сделает более циничным отношение к рождению детей. Будут разрушаться естественные чувства у матери, которая вынашивает детей на продажу. Этим законом попирается святость материнства. Понятно, что нужда иногда заставляет людей совершать безнравственные поступки, но законодательно закреплять их право на это неверно. Вот почему этот закон, как мне кажется, может иметь самые гибельные последствия для общества и семьи.
К несчастью, создание подобных законов не чья-то злая воля, а продукт дезориентированного сознания нашего общества. Ведь законодатели ориентируются на то, как мыслит общество. Церковь, конечно, не отделяет себя от общества, но ее задача - свидетельствовать об истине. И, если общественные представления противоречат учению Церкви, заповедям Христа, мы обязаны говорить об этом открыто. Церковь, заботясь о сохранении института семьи, стремится не допустить того, чтобы наше общество превратилось в атомизированных личностей, между которыми нет никакой подлинной глубокой связи. Но, к сожалению, законодательство подчас способствует развитию этого разрушительного процесса.